Методические материалы, статьи

Технологии обучения географии. Применение логических опорных конспектов.

Использование логических опорных конспектов (ЛOK) является традиционным для школьной географии. Возможность их использования была рассмотрена еще Н. Н. Баранским. Вместе с тем, в практической работе учителями ЛOK обычно не применялись. В последние годы благодаря усилиям новаторов-учителей и методистов ЛOK стали применяться определенными системами не только в виде отдельных уроков, но и крупных тем и даже целых курсов (М. С. Винокур, Т. М. Бенькович, А. В. Шатных, М. С. Смирнова и др.).

Основная дидактическая идея технологии ЛOK — применение опорных знаний (опоры), которые используются в виде отдельных слов, рисунков, графиков, схем и др.

В настоящее время в преподавании географии ЛOK применяются в качестве опор словесных, графических и картографических и играют особую роль в формировании географического мышления. Логические опорные конспекты (ЛOK) представляют собой логическое сочетание схем, графиков, рисунков и отдельных слов, позволяющее учащимся выделить главное и существенное в изучаемом материале, а также установить причинно-следственные связи и логику между смысловыми частями учебного материала. ЛОК позволяют учителю проводить многократную индивидуальную проверку знаний, что приводит к успешному усвоению знаний.

Воспроизведение ЛOK в тетрадях учащихся обуславливает активное зрительное восприятие и развивает различные виды их памяти.

При подготовке уроков с использованием ЛOK следует учитывать определенную последовательность соблюдения условий:

  • определять цели урока в качестве планируемых результатов, которые будут получены и проверены в конце урока;
  • разделить изучаемый материал на смысловые блоки;
  • разработать системы обозначений (схем, рисунков, графиков и т.п.);
  • изобразить содержание смысла всех блоков в виде опор (опорных знаний — сигналов) — в форме логического опорного конспекта.

В качестве примера рассмотрим разделение изучаемого материала на смысловые блоки и построение ЛОК по теме «Озера» в курсе географии VI класса.

1. Понятие «Озеро».

2. Происхождение озерных котловин.

Этот блок целесообразно разделить на смысловые единицы: озера тектонические (сбросовые — Байкал, Танганьика), остаточные (Каспийское), ледниково-тектонические, запрудные, вулканические, озера — старицы, лиманные.

3. Озера сточные и бессточные. Вода в озере.

4. Значение озер.

Затем разрабатываем условные обозначения опорных знаний в смысловых блоках и изображаем в логической последовательности ЛОК по теме «Озера».

На первом уроке с применением ЛОК целесообразно смысловые блоки определять учителем совместно с учениками во время беседы. На последующих уроках смысловые блоки и смысловые единицы устанавливаются учащимися самостоятельно после прочтения учебного материала. В качестве домашнего задания учащиеся должны повторить основные смысловые единицы и блоки с помощью ЛОК. На основе работы с картой учащиеся заполняют пропуски примеров и вносят дополнения и изменения в свои ЛОК. Проверка знаний осуществляется также путем применения ЛOK. Эта работа может проводиться попарно, когда учащиеся спрашивают и оценивают друг друга.

Другим видом проверки знаний может быть выполнение учащимися (двумя, тремя) ЛОК на классной доске, а также географические диктанты и работа с карточками.

В старших классах применение ЛОК имеет существенные отличия. Некоторыми методистами рекомендуется применять ЛОК совместно с чтением лекций. Например, А. В. Шатных (1996) рекомендует применять ЛОК в лекционно-семинарской системе обучения экономической и социальной географии в X классе. В этом случае учитель читает лекцию и демонстрирует учебный материал в виде ЛОК на пленке кодоскопа или большом листе, вывешиваемом на доске.

Практика использования ЛОК показала необходимость соблюдения определенных требований к их составлению.

Лаконичность. ЛОК должен быть минимальным, содержащим не более 180-200 знаков (для VI и VII классов): много знаков учащиеся не смогут запомнить.

ЛОК должны отличаться логической структурой расположения смысловых блоков и смысловых единиц.

Акцентирование основного смысла или идеи ЛОК с помощью более заметных обозначений.

При создании ЛОК целесообразно использовать уже знакомые учащимся условные знаки карт, различные символы и т.п.

ЛОК должны выражать основные понятия и закономерности, освещенные в учебнике, а также карт школьных атласов и других средств обучения.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Ритуальный венок из искусственных цветов в бело-пурпурной цветовой гамме При этом, заказывая траурный венок или траурную корзину цветов, Вы можете быть уверены в том, что качество наших цветов и самой работы будет соответствовать самому высокому уровню. Доставка будет произведена точно в срок. Мы обеспечим изготовление любого похоронного венка или траурной корзины— от бюджетных до роскошных — с одинаковым вниманием, высоким качеством и сочувствием Вам в сложный момент Вашей жизни.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005