Методические материалы, статьи

Технологии обучения географии. Игровые технологии обучения. Часть 1.

Подготовка и проведение игры. В ходе подготовки и проведения игры выделяется три взаимосвязанных этапа.

I этап. Подготовка к игре, как правило, начинается за 3-4 недели до ее начала (за исключением настольных игр). На этом этапе учитель организует самостоятельную работу учащихся, сообщает тему игры, план проведения и условия игры, распределяет роли. При организации ролевых и подвижных игр необходимы консультации, во время которых у школьников формируется положительное психологическое отношение к игре и появляется уверенность в успехе работы.

II этап. Проведение игры. Для создания заинтересованности учащихся в успешном проведении игры большое значение имеет создание эмоционального фона. Этому способствует красочное оформление класса плакатами, схемами, картами и т.п.

В начале игры создается проблемная ситуация. Проблема решается специфическими формами общения (дискуссии, диалоги и т.п.).

III этап. При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, степени освоения темы, развития самостоятельного творческого мышления. В ходе анализа итогов учитель отмечает, что удалось в игре и на что следует обратить внимание.

Рассмотрим примеры игр, проводимых в различных классах. Особенно целесообразно проведение игр при обобщающем повторении по крупным темам.

Игра «Южные материки» (VII класс). Наиболее целесообразно проведение игры при обобщающем повторении после изучения южных материков или в конце курса географии материков и океанов. При подготовке игры класс разделяется на несколько команд по 4-5 игроков в каждой. Кроме того, выделяется команда болельщиков, которые не только слушают, но и сами отвечают на вопросы. Выделяется жюри (3 человека), которое фиксирует количество очков. Ведущему выдаются два закрытых пакета с вопросами для каждой команды.

Перед началом игры капитаны команд тянут жребий, чтобы получить конверт с вопросами.

I тайм. Каждая команда (обычно не более трех) получает 10 вопросов. На обдумывание вопросов дается 15-20 секунд. Каждый правильный ответ оценивается в 1 очко.

Вопросы команде:

Какие материки относятся к группе южных материков? (Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.) Кто первый обогнул южную оконечность Африки? (Васко да Гама.)

Назовите четыре самых крупных реки Африки. (Замбези, Конго, Нигер, Нил.)

Какие природные зоны преобладают в Африке? (Саванны, пустыни и экваториальные леса.)

Кто первым достиг Южного Плюса? (Руаль Амундсен.) Как называют пересыхающие русла рек в Африке и Австралии? (Вади и крики.)

Назовите пустыни в Африке. (Сахара, Калахари, Намиб.) Назовите низменности Южной Америки. (Амазонская, Оринокская, Ла-Платская.)

Что называют атоллом? (Коралловые острова в Тихом океане.)

На каком материке находится самый высокий водопад в мире? (Южная Америка; Анхель, 1054 м.) Аналогичные вопросы получают вторая и третья команды. Вопросы болельщикам:

Назовите самую полноводную реку в мире. (Амазонка.) Кто открыл Антарктиду? (Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев.)

Кто такие мулаты? (Потомки от браков европейцев и негров.)

Кто такие самбо? (Потомки от браков индейцев и негров.) Назовите пять наиболее крупных государств в Южной Америке. (Бразилия, Аргентина, Чили, Колумбия, Перу.) Назовите пять наиболее крупных государств в Африке. (Египет, Алжир, Либерия, Нигерия, Эфиопия, ЮАР.) Что такое сельва? (Экваториальный лес в Южной Америке.) Какой ученый первым изучил жизнь папуасов? (Н. Н. Миклухо-Маклай.)

Какое государство занимает целый материк? (Австралийский Союз.)

Как называется оружие аборигенов Австралии? (Бумеранг.)

II. Тайм знатоков. Видеовопросы о Всемирном наследии. Команды получают картины или картинки, на которых изображены природные процессы или памятники природы и культуры, входящие в список Всемирного природного и культурного наследия.

При отсутствии достаточного количества картин или открыток о памятниках Всемирного наследия можно использовать портреты путешественников, а также фрагменты тематических и контурных карт.

В курсе социальной и экономической географии России получили применение деловые игры. Приведем пример деловой игры «Трудовые ресурсы», разработанной А. В. Солонько (2002).

Д. Финаров



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Свадебные аксессуары веер и кружевной зонтик помогут создать неповторимый романтичный.. Свадебные зонтики для невесты. Интернет магазин свадебных аксессуаров. Широкий ассортимент, быстрая доставка по Украине.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005