Технологии обучения географии. Игровые технологии обучения. Часть 2.
Игра по теме «Гидросфера» (VI класс). Игра проводится с кубиком и игровым полем. Для проведения игры класс разделяется на несколько команд, командам раздаются листы с игровыми полями для ведущих. В таблице приведены вопросы для первой команды и последовательность деятельности ведущего.
В первой графе таблицы указан номер клетки игрового поля, вторая — вопрос, третья — ответ, четвертая — «поощрение» за правильный ответ, пятая — «наказание» при неправильном ответе.
В игре используется кубик. Первый игрок бросает кубик. Ведущий задает соответствующий номер вопроса. Если игрок не знает ответ, тогда ведущий отвечает сам. Первый игрок получает «наказание». Далее в игру вступает второй игрок и т.д.
Деловая игра «Трудовые ресурсы» (IX класс). Цель: сформировать понятия трудовые ресурсы, рассмотреть факторы, определяющие их качества.
Необходимые материалы: бланк «паспорта» на каждого игрока; 1 лист картона и 3 листка бумаги на каждого игрока; ножницы, иголка, нитки на каждого игрока; модель плаща и шаблоны выкроек 3-6 шт. (см. приложение к игре).
Опережающее задание. Группе из 3-4 человек, исполняющих роль преподавателей, объяснить процесс усовершенствования производства путем использования шаблона и разделения обязанностей по парам: 1) разметка и раскройка; 2) пошив изделия.
Введение в игровую ситуацию. Учитель принимает роль предпринимателя по производству модных в этом сезоне плащей. Ему необходимо нанять рабочих, но с ограничениями по возрасту (старше 18 лет и не достигших 55-летнего возраста женщин и 60-летнего возраста мужчин). После этого раздает заготовки паспортов и просит их заполнить.
Изготовление плащей. Производится в 2 этапа, результаты заносятся в таблицу, выполненную на доске.
1). Ознакомление рабочих с моделями плащей (3-5 мин.).
1 раунд. Производство плащей в течение 7-10 минут и подведение итогов с записью в таблицу. (Обучение преподавателями. Изготовление шаблонов, выделение технологических операций и распределение обязанностей.)
2 раунд. Изготовление плащей после обучения в течение 7-10 минут. Подведение итогов и запись результатов в таблицу. Обсуждение результатов игры (в форме эвристической беседы).
Вопросы:
В каком возрасте нанимались рабочие? (Женщины в возрасте от 18 лет до 55 лет, мужчины в возрасте от 18 лет до 60 лет.)
Почему невыгодно принимать на работу людей до 18 лет и пенсионеров? (Молодым людям необходимо сокращенное рабочее время, они слабо исполнительны и не обладают достаточными трудовыми навыками, а пенсионеры часто болеют.)
Какими качествами обладали рабочие в 1 раунде? (Они были способны к труду, т. е. имели силы, здоровье и желание работать.)
Как изменились их качества во 2 раунде? (Они приобрели еще и знания, необходимые в работе.)
Как изменилось качество производимой продукции после обучения? (Во 2 раунде увеличился выпуск качественной продукции.)
Какими качествами должны обладать люди, чтобы принимать участие в производстве и эффектно его осуществлять? (Они должны обладать способностью к труду (силы и здоровье), находиться в трудоспособном возрасте, а также обладать определенными знаниями и умениями.)
Исходя из вышеизложенного дайте определение понятия трудовые ресурсы. (Трудовые ресурсы — люди, находящиеся в трудоспособном возрасте, имеющие желание и способность работать, знания и умения, необходимые в их трудовой деятельности.)
Приложение. Необходимые материалы: бланк паспорта (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения); модель плаща и шаблоны для выкроек.
Вопросы для самоконтроля:
Дать определение понятия трудовые ресурсы.
Какие необходимо принимать меры, чтобы изменить качество трудовых ресурсов.
Участвуют ли люди других возрастов в экономической жизни общества; можно ли их назвать (нужное подчеркнуть) — трудоспособное население или экономически активное население.