Методические материалы, статьи

Технологии обучения географии. Программированное обучение и использование компьютеров. Часть 1.

Программированное обучение возникло как реакция на недостатки традиционного обучения, в котором мало учитываются индивидуальные особенности и способности учащихся, отсутствует обратная связь, т.е. сведения об уровне усвоения знаний учащимися. При этом обучении осуществляется четкая обратная связь, отсутствующая в других методах обучения. Прямая связь — учебная информация учителя, учебника, карт и т.д. Обратная связь — реакция учащихся на полученную информацию, сигнализирующую учителю и ученику о степени усвоения материала. В традиционной системе обучения обратная связь осуществляется крайне несовершенно. При программированном обучении усвоения каждая доза информации немедленно проверяется у каждого ученика.

Различают две системы программирования (две системы изучения): линейную и разветвленную.

При линейной системе обучения новый учебный материал дается настолько малыми последовательными порциями, что возможность совершения ошибки исключена. Исходя из этого, учебная программа разбивается на очень малые разделы. Ученик в процессе обучения должен перейти к новому с помощью собственных усилий. При этой системе положительные ответы учащихся подтверждаются немедленно, что обеспечивает дальнейшее их продвижение. Текст программы содержит наводящие указания (подсказки), помогающие дать ответ. По мере продвижения вперед число подсказок уменьшается, чем усиливается самостоятельность учащихся.

Индивидуальные различия в обучении выражаются в скорости ответов. В разветвленной системе обучения вопросы сопровождаются рядом альтернативных ответов, один из которых — правильный должен выбрать ученик. При правильном ответе ученик переходит к следующему. Если ответ не верен, то обучаемый сразу же получает сообщение об этом и обращается к новому объяснению:

При этой системе сначала детям объясняется суть вопроса, например, о зависимости климата и климато-образующих процессов от географической широты места. Сначала идут объяснения учителя об этом природном явлении. После ознакомления с материалом задается вопрос: какой климат характерен для конкретной территории? Например, в низовьях реки Нигер. Ответы: 1) холодный, 2) жаркий, 3) умеренный. Далее подтверждаем. Это место находится на равнине, близко к экватору, поэтому климат жаркий. Если ответ неправильный, то дается указание продолжить работать, как указано. В некоторых программах разветвленной системы ответы должен формулировать сам ученик.

Согласно системному подходу в процессе обучения участвуют две подсистемы: «обучающая — учитель» и «обучаемая — ученик». Когда действия учителя вызывают правильную ответную реакцию, можно сказать, что между подсистемами достигается взаимодействие. Следовательно, проблема управления процессом обучения в этой системе может быть реализована более полно, чем в обычной системе обучения.

В программированном обучении в последнее время стали широко применять персональные компьютеры (ЭВМ). Применение компьютеров в качестве средства обучения географии дает весьма положительные результаты. Пользоваться готовыми обучающими программами практически может и учитель, и ученик. Можно выделить следующие основные направления использования ЭВМ в процессе обучения географии в школе: имитационное графическое моделирование различных процессов, дидактические игры, создание банков данных для опроса учащихся. Программы для опроса обычно предлагают вопросы с выбором ответов или требуют однозначного ответа.

Имитационное моделирование на ЭВМ сводится к получению на экране дисплея изображения, подобно мультипликационному, показывающему географические процессы или явления в динамике. Здесь активная деятельность учащихся приводит к получению изображения. Например, можно получить графическое изображение высоты полуденного Солнца, по временам года на разных широтах.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Контакты профессионального фотографа Астаны Андрея Пачевского Тел. +7701 7402048. Фотосессии свадебные, семейные, детские для жителей Астаны недорого от Андрея Пачевского.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005