Методические материалы, статьи

Технологии обучения географии. Программированное обучение и использование компьютеров. Часть 2.

Особенно эффективно использование компьютеров в качестве банка данных. В электронной форме можно хранить большой объем информации, который может быть использован при решении проблемных заданий, а также при выполнении самостоятельных и практических работ.

Можно рекомендовать для выполнения на компьютере следующие задания (Г. В. Володина, 1997).

1. Начальный курс физической географии (VI класс):

  • определение географических координат с помощью градусной сетки совместно с картами атласа;
  • построение графиков температур, диаграмм облачности и розы ветров по материалам календарей погоды;
  • игры и тесты на проверку знаний и номенклатуры.

2. Курс географии «Материки, океаны, страны» (VII класс):

  • проверка знаний географического положения материков, океанов и стран;
  • определение названий рек, озер и других объектов по географическим координатам;
  • определение природной зоны или страны по географическому положению;
  • определение климатических поясов;
  • проведение игр при обобщающем повторении.

3. Курс «География России».

3.1. Природа России (VIII класс):

  • определение поясного времени, коэффициента увлажнения, средних температур, осадков, типов климатов;
  • определение природных зон и их местоположения;
  • программы, моделирующие образование и развитие циклонов и антициклонов и связанных с ними особенностей типов погоды;
  • программы с тестами на проверку знаний форм рельефа, тектонического строения и полезных ископаемых;
  • игры на проверку знаний номенклатуры;
  • упражнения по хозяйственному использованию природных зон.

3.2. Население и хозяйство России (IX класс):

  • упражнения в знании номенклатуры (полезных ископаемых, крупных предприятий, различных отраслей промышленности, специализации сельского хозяйства);
  • определение по статистическим данным ресурсо-обеспеченности различных районов России. Очень полезными могли быть программы по прогнозированию и проектированию освоения и строительства крупных сооружений (гидроузлов, тепловых станций, крупных территориально-промышленных комплексов и т.п.). Такие работы несомненно имеют творческий характер.

4. Экономическая и социальная география мира (X класс):

  • оценка обеспеченности мира и отдельных стран различными видами природных ресурсов;
  • тренировка в знании этнического состава населения, наиболее крупных языковых семей и народов, их размещения;
  • программы по формированию умений определять по статистическим данным тип воспроизводства населения в той или иной стране.

Необходимы программы, развивающие предпринимательские способности учащихся. Новым направлением является использование Интернет-сети при изучении географии в школе. А. И. Шейнис разработал методику использования Интернет-сети при дистанционном изучении глобальных проблем человечества в курсе географии X класса. Он успешно реализовал дистанционный исследовательский проект, содержащий семь этапов деятельности его участников.

Назрела необходимость изучения географических информационных систем — автоматизированных систем для создания различных тематических карт и атласов. Эта система позволяет быстро производить поиск необходимых данных, совмещать их на различной картографической основе, вносить изменения; рассматривать материал в разном масштабе и проекции; возможны пространственные построения природных систем и процессов.

Дальнейшее расширение использования компьютеров в обучении географии связано с проблемой программного обеспечения, удовлетворяющего учебный процесс.

В заключении следует отметить, что использование компьютеров повышает эффективность обучения географии. Вместе с тем, применение компьютеров должно быть рациональным, не нарушающим логику и структуру учебной географии и не наносящим ущерба здоровью детей.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Качественный и быстрый ремонт стиральных машин в Ростове Обеспечить грамотный и надежный ремонт стиральных машин. Мы длительное время работаем с техникой, осуществляем ремонт стиральных машин в Ростове-на-дону, находим и устраняем причины поломок, заменяем нужные запчасти. Весь сервис предоставляется на высоком уровне, качественно и вовремя.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005