Технологии обучения географии. Программированное обучение и использование компьютеров. Часть 2.
Особенно эффективно использование компьютеров в качестве банка данных. В электронной форме можно хранить большой объем информации, который может быть использован при решении проблемных заданий, а также при выполнении самостоятельных и практических работ.
Можно рекомендовать для выполнения на компьютере следующие задания (Г. В. Володина, 1997).
1. Начальный курс физической географии (VI класс):
- определение географических координат с помощью градусной сетки совместно с картами атласа;
- построение графиков температур, диаграмм облачности и розы ветров по материалам календарей погоды;
- игры и тесты на проверку знаний и номенклатуры.
2. Курс географии «Материки, океаны, страны» (VII класс):
- проверка знаний географического положения материков, океанов и стран;
- определение названий рек, озер и других объектов по географическим координатам;
- определение природной зоны или страны по географическому положению;
- определение климатических поясов;
- проведение игр при обобщающем повторении.
3. Курс «География России».
3.1. Природа России (VIII класс):
- определение поясного времени, коэффициента увлажнения, средних температур, осадков, типов климатов;
- определение природных зон и их местоположения;
- программы, моделирующие образование и развитие циклонов и антициклонов и связанных с ними особенностей типов погоды;
- программы с тестами на проверку знаний форм рельефа, тектонического строения и полезных ископаемых;
- игры на проверку знаний номенклатуры;
- упражнения по хозяйственному использованию природных зон.
3.2. Население и хозяйство России (IX класс):
- упражнения в знании номенклатуры (полезных ископаемых, крупных предприятий, различных отраслей промышленности, специализации сельского хозяйства);
- определение по статистическим данным ресурсо-обеспеченности различных районов России. Очень полезными могли быть программы по прогнозированию и проектированию освоения и строительства крупных сооружений (гидроузлов, тепловых станций, крупных территориально-промышленных комплексов и т.п.). Такие работы несомненно имеют творческий характер.
4. Экономическая и социальная география мира (X класс):
- оценка обеспеченности мира и отдельных стран различными видами природных ресурсов;
- тренировка в знании этнического состава населения, наиболее крупных языковых семей и народов, их размещения;
- программы по формированию умений определять по статистическим данным тип воспроизводства населения в той или иной стране.
Необходимы программы, развивающие предпринимательские способности учащихся. Новым направлением является использование Интернет-сети при изучении географии в школе. А. И. Шейнис разработал методику использования Интернет-сети при дистанционном изучении глобальных проблем человечества в курсе географии X класса. Он успешно реализовал дистанционный исследовательский проект, содержащий семь этапов деятельности его участников.
Назрела необходимость изучения географических информационных систем — автоматизированных систем для создания различных тематических карт и атласов. Эта система позволяет быстро производить поиск необходимых данных, совмещать их на различной картографической основе, вносить изменения; рассматривать материал в разном масштабе и проекции; возможны пространственные построения природных систем и процессов.
Дальнейшее расширение использования компьютеров в обучении географии связано с проблемой программного обеспечения, удовлетворяющего учебный процесс.
В заключении следует отметить, что использование компьютеров повышает эффективность обучения географии. Вместе с тем, применение компьютеров должно быть рациональным, не нарушающим логику и структуру учебной географии и не наносящим ущерба здоровью детей.