Методические материалы, статьи

Технология проверки знаний и умений студентов по предметам лингвистического цикла. Часть 1.

В вузовских учебниках педагогики сформированы общие требования к контролю знаний, умений и навыков в условиях средней школы. Их с таким же основанием можно называть принципами определения степени изученности материала. Во многом эти принципы являются исходными положениями, позволяющими выбрать методы, приемы и формы контроля, учета и проверки степени усвоения материала.

Конечно, применительно к вузовской аудитории реализация каждого из таких принципов имеет свою специфику. Выборочно покажем это на примере наиболее значимых из них.

Систематичность контроля. Если в условиях средней школы контроль знаний, умений и навыков практически осуществляется почти на каждом уроке, то система вузовских занятий в этом отношении не так последовательна.

Здесь нет узаконенной функции систематического контроля у лекционного курса и спецкурсов. Хотя спорадически, как уже отмечалось, преподаватель вуза во время своей лекции, чтобы проверить, как понимается сообщаемая информация, может обращаться к студентам с вопросами и кратковременными заданиями.

В то же время практические и лабораторные занятия имеют хорошие возможности для осуществления «по следам лекций» систематической проверки знаний и умений.

Для подготовки студентов к проверке степени их обученности преподаватель обычно предварительно сообщает им тему практического занятия и дает вопросы для повторения.

Индивидуальный характер контроля. В условиях высшей школы этот принцип прежде всего связан с учетом посещаемости занятий. Тем студентам, которые пропустили предшествующие занятия, попутно задаются вопросы по пропущенным темам. На практических занятиях, а иной раз и на лекциях преподаватель старается активизировать тех, кто «присутствует отсутствуя», не стараясь слушать и услышать.

Также, как и в средней школе, на вузовских занятиях при необходимости обучающимся даются индивидуальные задания. Особенно удобно предлагать работу по индивидуальным программам в лингафонном кабинете или на индивидуальных компьютерах.

Объективность контроля знаний и умений. Названный принцип реализуется в однотипности контрольных работ для всех студентов курса или группы либо примерной равноценности вариантов этих работ, с одной стороны, и в одинаковом подходе к оценке уровня знаний — с другой.

В этом плане в студенческой аудитории меньше оснований допускать индивидуальный подход к оценке работ студентов, чем к работам у школьников.

Учет специфики учебной дисциплины. Это требование в учебнике по педагогике под ред. Ю. К. Бабанского именуется дифференцированным подходом по отношению к учебному предмету. Однако принцип дифференцированного подхода в педагогической традиции принято понимать главным образом как учет в обучении индивидуальных особенностей учащихся.

Конкретизировать это уместно как при характеристике средств преподавания лингвистических дисциплин, так и при выявлении параметров проверки знаний и умений в студенческой аудитории.

Проверку знаний, умений и навыков в средней школе (как и повторение материала) принято делить на текущую, тематическую и итоговую.

В принципе эта группировка может быть принята в условиях высшей школы. Однако здесь бывают особые формы контроля и проверки, которые находятся вне названного деления. Например, проверка и оценка докладов и рефератов студентов в итоге занятий спецсеминара.

По характеру проверки знаний обучающихся она бывает непосредственной — через сами знания — и опосредованной — через умения. Например, выполняя упражнение по анализу каких-то явлений языка или лингвистических понятий, школьник или студент в значительной мере свидетельствует, что он осознает это явление или понятие.

Текущая проверка знаний и умений, как и текущее повторение, «по следам лекций», происходит главным образом на практических занятиях.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Украшение шарами праздников На всем с детства знакомо понятие «аэродизайн», ведь это не что иное, как оформление праздников воздушными шарами, доступная, быстрая и красочная организация события. Этот способ украшения подходит для самых разных условий и различных ситуаций. Жилая квартира, бизнес-центр, парадный вход, уличные двери и витрины, открытая площадка и даже вместительный ангар, детский праздник, презентация продукции, корпоративная вечеринка, свадебное торжество, любой семейный праздник — всюду...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005