Технология проверки знаний и умений студентов по предметам лингвистического цикла. Часть 1.
В вузовских учебниках педагогики сформированы общие требования к контролю знаний, умений и навыков в условиях средней школы. Их с таким же основанием можно называть принципами определения степени изученности материала. Во многом эти принципы являются исходными положениями, позволяющими выбрать методы, приемы и формы контроля, учета и проверки степени усвоения материала.
Конечно, применительно к вузовской аудитории реализация каждого из таких принципов имеет свою специфику. Выборочно покажем это на примере наиболее значимых из них.
Систематичность контроля. Если в условиях средней школы контроль знаний, умений и навыков практически осуществляется почти на каждом уроке, то система вузовских занятий в этом отношении не так последовательна.
Здесь нет узаконенной функции систематического контроля у лекционного курса и спецкурсов. Хотя спорадически, как уже отмечалось, преподаватель вуза во время своей лекции, чтобы проверить, как понимается сообщаемая информация, может обращаться к студентам с вопросами и кратковременными заданиями.
В то же время практические и лабораторные занятия имеют хорошие возможности для осуществления «по следам лекций» систематической проверки знаний и умений.
Для подготовки студентов к проверке степени их обученности преподаватель обычно предварительно сообщает им тему практического занятия и дает вопросы для повторения.
Индивидуальный характер контроля. В условиях высшей школы этот принцип прежде всего связан с учетом посещаемости занятий. Тем студентам, которые пропустили предшествующие занятия, попутно задаются вопросы по пропущенным темам. На практических занятиях, а иной раз и на лекциях преподаватель старается активизировать тех, кто «присутствует отсутствуя», не стараясь слушать и услышать.
Также, как и в средней школе, на вузовских занятиях при необходимости обучающимся даются индивидуальные задания. Особенно удобно предлагать работу по индивидуальным программам в лингафонном кабинете или на индивидуальных компьютерах.
Объективность контроля знаний и умений. Названный принцип реализуется в однотипности контрольных работ для всех студентов курса или группы либо примерной равноценности вариантов этих работ, с одной стороны, и в одинаковом подходе к оценке уровня знаний — с другой.
В этом плане в студенческой аудитории меньше оснований допускать индивидуальный подход к оценке работ студентов, чем к работам у школьников.
Учет специфики учебной дисциплины. Это требование в учебнике по педагогике под ред. Ю. К. Бабанского именуется дифференцированным подходом по отношению к учебному предмету. Однако принцип дифференцированного подхода в педагогической традиции принято понимать главным образом как учет в обучении индивидуальных особенностей учащихся.
Конкретизировать это уместно как при характеристике средств преподавания лингвистических дисциплин, так и при выявлении параметров проверки знаний и умений в студенческой аудитории.
Проверку знаний, умений и навыков в средней школе (как и повторение материала) принято делить на текущую, тематическую и итоговую.
В принципе эта группировка может быть принята в условиях высшей школы. Однако здесь бывают особые формы контроля и проверки, которые находятся вне названного деления. Например, проверка и оценка докладов и рефератов студентов в итоге занятий спецсеминара.
По характеру проверки знаний обучающихся она бывает непосредственной — через сами знания — и опосредованной — через умения. Например, выполняя упражнение по анализу каких-то явлений языка или лингвистических понятий, школьник или студент в значительной мере свидетельствует, что он осознает это явление или понятие.
Текущая проверка знаний и умений, как и текущее повторение, «по следам лекций», происходит главным образом на практических занятиях.