Методические материалы, статьи

Теория развития биологических понятий. Часть 3.

В разделе «Человек и его здоровье» простые понятия о морфологии, анатомии отдельных органов позволяют формировать более сложные понятия о системе органов и организме в целом. Одновременное изучение физиологических, санитарно-гигиенических, валеологических и медицинских понятий дает возможность учащимся получить представление о более сложных понятиях, к которым относятся здоровье, болезнь, здоровый образ жизни.

Приведенные примеры позволяют утверждать, что понятия могут быть простыми и относительно сложными. По типу развития все обозначенные понятия характеризуются как приуроченные к отдельным разделам школьной биологии.

В школьной биологии имеются понятия, которые важно формировать на протяжении всех лет обучения. Это понятия общебиологические — клетка, приспособленность организмов, обмен веществ, взаимосвязи организма со средой обитания и др. Они выступают в качестве элементов биологического содержания, вокруг которых концентрируются соответствующие факты и сведения. Например, понятие о клетке вводится в начальных классах. При изучении раздела «Растения» оно конкретизируется и обогащает ся сведениями о строении растительной клетки, ее включениях, функциях клеток, разнообразии растительных тканей, одноклеточных растительных организмах и многоклеточных водорослях, специализированных тканях у мхов и папоротников и, наконец, о сложном клеточном строении покрытосеменных. В данном разделе понятие о клетке и клеточном строении организмов расширяется при сравнительном изучении животной клетки и растительной. Учащимся предоставляются сведения о строении и функционировании клеток у одноклеточных (амеба), а также клеток и тканей многоклеточных (гидра, черви, моллюски, ланцетники, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие). В разделе «Человек и его здоровье» у учащихся расширяется представление о клеточном строении организма человека, конкретизируются знания о тканях (костной, соединительной, эпителиальной, мышечной и нервной) как совокупности клеток, о внутриклеточном и внутритканевом обмене веществ, половых клетках человека и их роли в передаче наследственной информации. И наконец, в разделе «Общая биология» понятие о клетке получает обобщенное выражение — сравнительная характеристика бактериальной, грибной, растительной и животной клеток, строение и согласованное функционирование органоидов клетки, способы деления клетки, наследование признаков. К завершающему этапу обучения биологии у учащихся складывается обобщенное представление о молекулярно-клеточном уровне организации живой природы. Следовательно, понятие о клетке формируется непрерывно, на протяжении нескольких лет, так как для учащихся это понятие имеет глубокий мировоззренческий и общеобразовательный смысл.

В школьной биологии развитие некоторых понятий происходит прерывисто. Это относится, например, к понятию об искусственном отборе. Общее представление о нем учащиеся получают на уроках о сортах растений, породах животных (разделы «Растения» и «Животные»), затем в теме «Основы эволюционного учения» и, наконец, в теме «Основы генетики и селекции».

Особое место в развитии биологических понятий имеют межпредметные связи. На их основе обогащается прежде всего содержание общебиологических понятий, которые в целом отражают: 1) явления изменения живой природы (эволюцию, ее факторы и направления); 2) уровни организации жизни (молекулярно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный); 3) иерархию биологических процессов (функционирование, онтогенез, филогенез); 4) основные типы объяснений, группы законов биологии (причинные, системно-структурные, эволюционные). Для обогащения их содержания важно использовать географические, исторические и технологические материалы.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005