Методические материалы, статьи

Требования к учебно-методическим материалам по информатике для профильного обучения при использовании Интернет-технологий

10.09.2006

Данный документ представлен как продолжение документа «Общие критерии оценки учебно-методических материалов для профильного обучения при использовании Интернет-технологий» с учетом специфики образовательной области «Информатика и информационные технологии». Здесь излагаются основные требования к комплекту учебно-методических материалов для профильного обучения информатике и некоторые рекомендации разработчикам этих материалов.

Предполагается, что комплект может содержать разные виды учебно-методических материалов на основе образовательной программы, соответствующей содержанию образования в рамках Федерального компонента Стандарта среднего (полного) общего образования:

- печатные пособия (учебники, учебные пособия по отдельным профильным направлениям);

- электронные издания, включая и сетевые образовательные ресурсы;

- звуковые пособия;

- иллюстративный наглядный материал, пр.

При разработке учебно-методических материалов должен учитываться весь комплекс педагогических (функциональных), эргономических, эстетических требований на основе антропометрических, физиологических, психофизиологических и психологических особенностей подростка.

Материалы должны полностью обеспечивать процесс обучения школьников, в том числе, успешную сдачу выпускниками школы ЕГЭ по информатике на профильном уровне.

1. Содержание профильных курсов должно отвечать требованиям образовательного стандарта для профильного обучения информатике.

Информатика понимается как одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Общие цели курса «Информатика и информационные технологии» (10-11 кл.) во многом определяются спецификой образовательной области «Информатика», которая обусловлена рядом факторов, к числу важнейших из которых можно отнести следующие:

- широкие межпредметные связи информатики с другими учебными предметами, активное использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов;

- значение информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда;

- исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира;

- интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение информатики в 10-11 классах 70 часов на базовом уровне и 280 часов на профильном уровне изучения, в том числе в Х классе – в базовом курсе 35 (в профильном курсе 140) учебных часов и XI классе – в базовом курсе 35 (в профильном курсе 140) учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю в условиях базового курса, и 4 учебных часа в неделю в условиях профильного курса.

Следует подчеркнуть, что на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника помимо курса «Информатика и информационные технологии» (10-11 кл.) обучаемым предлагаются различные элективные курсы по этому предмету, которые дополняют и развивают возможности изучаемого курса, т.е. являются как бы "надстройкой" такого курса и предоставляют возможность, с одной стороны, для наиболее способных школьников изучения информатики на еще более высоком уровне, а, с другой стороны, реализации межпредметных связей, что дает возможность наиболее полно осваивать смежные учебные предметы.

Важным в методике обучения информатике является не только дифференцированное содержание образования, но и соответствующая профилю организация образовательного процесса, именно поэтому предусматриваются часы на организацию учебных практик, проектов, самостоятельной исследовательской деятельности.

Содержание курса информатики в старших классах строится с учетом принципа преемственности с курсом информатики основной школы. В содержании этого курса должны получить развитие основные содержательные линии курса информатики:

  • Информация и информационные процессы;
  • Информационные модели;
  • Информационные основы управления;
  • Основы социальной информатики.

В содержании курса информатики (10-11 кл.) конкретизация этих содержательных линий рассматривается как научные основы, возможности применения методов информатики и информационных технологий в соответствующей профилю области.

Цели изучения информатики и ИТ в старшем звене школы на базовом и профильном уровне, обязательный минимум содержания образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников школ отражены в стандарте основного и среднего (полного) общего образования по информатике.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Особенности базового и профильного уровня изучения информатики в старших классах определяются следующим:

  • Базовый уровень обеспечивает знакомство с теоретическими положениями, необходимыми для понимания сущности, ориентирования и осознанной деятельности в окружающем информационном пространстве, и видами информационной деятельности, свойственными специалистам различных профессий.
  • Профильный уровень направлен на изучение курса информатики, расширенного и углубленного по содержанию и предполагает более подробное знакомство с информационными системами выбранной сферы (профиля обучения), особенностями протекания в них информационных процессов и особенностями применения информационных технологий, существенными для данной сферы.

Так, реальная дифференциация содержания обучения информатике и информационных технологий в условиях профильного обучения возможна путем следующих методических приемов:

- Изучаются все основные типы информационных систем, но некоторые из них рассматриваются обзорно, некоторые – более подробно, приоритет отдается изучению информационных систем, наиболее присущих сфере деятельности выбранного профиля (см. табл.1);

- Изучаются возможности средств автоматизации (аппаратных, программных), информационные технологии также по принципу описанному выше (см. табл.2);

- При изучении средств информатизации и информационных технологий система учебных задач предлагается по фабуле из области деятельности специалистов соответствующего профиля.

Таблица 1.

Виды информационных систем Физ-мат Соц-эк Ест-науч Гуманит Технол

Абстрактные формальные системы

+++

+

     

Социально-экономические системы

 

+++

     

Экологические, биологические и другие природные системы

   

+++

   

Социально-технические системы

   

+

+

 

Социально-культурные, языковые системы

     

+++

 

Технические и технологические системы

       

+++

Таблица 2.

Средства информатизации и информационные технологии Физ-мат Соц-эк Ест-науч Гуманит Технол

Алгоритмизация и программирование

+++

++

+

+

+

Средства организации вычислительных работ

+++

+++

++

+

+

Средства моделирования

++

+++

+++

++

+

Средства организации хранения, передачи, поиска информации (СУБД, ИПС и пр.)

+

++

+++

+++

++

Средства создания и редактирования электрон. документов (редакторы)

+

+

+

+++

+++

Средства цифровой техники и мультимедиа

+

+

+

++

+++

Важным в методике обучения информатике в разных профилях является формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» являются: поиск и отбор информации, определение адекватных способов представления информации; анализ и обобщение информации; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных средств информатизации; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения); и многие другие.

Предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных в выбранной профессиональной сфере. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес задания, относящиеся к сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения методов и средств информатики. Практикумы, по возможности, синхронизируются с прохождением теоретического материала соответствующей тематики.

2. Нацеленность содержания учебно-методических материалов на реализацию целей и задач профильного обучения

В Концепции профильного обучения, принятой Министерством образования РФ в 2002 г., подчеркивается необходимость создания системы обучения, ориентированной на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника.

Индивидуализация обучения выступает основным фактором осуществления профильного обучения, возможности построения индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучаемого.

В связи с этим в данной работе целесообразным является вариативность содержания, организационных форм, методов обучения посредством таких характеристик дистанционного обучения как гибкость, адаптивность, модульность, интерактивность, доступность к новым источникам информации и др.

Профильное обучение влечет за собой неизбежное увеличение доли и значимости самообразования в образовательном процессе. Актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Фактически надо говорить о необходимости создания новой информационно-образовательной среды обучения, ориентированной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей обучаемых.

3. Соответствие общедидактическим принципам

  • Информация учебно-методических материалов должна быть научно достоверной и не противоречить современному состоянию науки. Здесь следует отметить, что поскольку в информатике понятийный аппарат еще не устоялся исключительно важно наглядно показать процесс развития ее основных понятий.
  • Разрабатываемые материалы должны обеспечивать полноценно все виды учебной деятельности обучаемых и обучающих.
  • Процесс обучения должен соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся (доступность).
  • По своему составу и объему учебные материалы должны быть достаточны (избыточны) для организации образовательного процесса.
    • Материалы должны предусматривать и обеспечивать вариативность способов учебной работы, изложения, освоения и закрепления изучаемого учебного материала.
    • Учебно-методические материалы должны обеспечивать различные формы обучения (очные, заочные, дистанционные и т.п.).
    • Используемые методы и формы организации образовательного процесса должны быть целесообразными.
  • Структура учебных материалов должна быть целостной и обозримой для учащихся по составу и по связям.
  • Структурными компонентам предлагаемых материалов должны быть текст (основной, дополнительный, вспомогательный), внетекстовые компоненты (иллюстративный материал, аппарат организации усвоения и пр.). При этом текст может быть вербальным, аудио, видео, анимационным.
  • - Должны быть созданы комфортные условия для чтения вербальных текстов.

    - Основной и дополнительный тексты следует выделять шрифтом.

    - Шрифт должен быть четким, читаемым как на белом фоне, так и на цветном.

    - Учебный текст и лексика должны соответствовать уровню знаний и словарному запасу обучающихся. При использовании специализированных терминов следует дать правильное определение термина, перевод термина иностранного происхождения.

    - На экране (на одном слайде) не должно быть слишком больших фрагментов текста.

    - Иллюстративный материал должен быть разнообразным и помогать раскрывать содержание.Иллюстративный материал должен быть наглядным. Размеры, форма, яркость, контрастность, цвет и пространственное расположение изучаемых объектов в учебных материалах должны соответствовать возможностям органов зрения человека.

    - Объекты на слайде должны быть хорошо скомпонованы и методически правильно расположены.

    - Если главное содержание научной информации расположено в местах плохого восприятия, то его следует выделять эффективными способами (контрастным цветом, черной или цветной рамкой, увеличением размера объекта).

  • Наличие аппарата ориентировки в тексте является обязательным условием успешного обучения:
  • - акцентирование (выделение через шрифт, цвет, графику) объектов, обязательных к усвоению;

    - использование различных символов-обозначений (пиктограммы), ориентирующие учащихся на определенные виды деятельности (запоминание, обобщение, выделение главного, сравнение, зарисовки, запись в тетрадь, наблюдение, обращение к дополнительным источникам и справочным материалам);

    - четкий и ясный аппарат представления гипертекстовых ссылок;

    - предметный и именной указатели, помогающие быстро найти нужную информацию;

    - глоссарий, способствующий систематизации учебного материала;

    - список литературы;

    - приложения (карты, схемы, таблицы, памятки и т.д.).

  • Информация должна быть изложена логично и последовательно (в том числе и в случае использования перекрестных гиперссылок).Содержание материалов должны быть направлены на эмоциональное воздействие с учетом психологических особенностей учащихся данного возраста для активизации внимания и развития интереса обучающихся.
  • Учебные материалы должны носить деятельностный характер с использованием заданий, которые формируют умения 3-х типов: интеллектуальные, познавательные, предметные.
  • Учебные материалы должны быть направлены на формирование навыков самостоятельной работы (анализировать и обобщать информацию, применять полученные знания к решению конкретных практических задач и пр.).
  • Учебно-методические материалы должны иметь раздел контроля и самоконтроля результатов усвоения с:
  • - четкими указаниями, какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть учащиеся, и упражнения по осуществлению самоконтроля;

    - обеспеченностью необходимой системой вопросов, заданий, упражнений, задач, разнообразных по своему характеру и содержанию.

  • Материалы должны обладать интерактивностью. В этом аспекте важны следующие возможности:
  • - выбор индивидуального темпа и режима работы, варианта содержания учебного материала,

    - оперативная фиксации данных, введения новых параметров или постановки учебных вопросов,

    - взаимодействие с программой (модуляция), наличие «обратной связи» с педагогом, диалогических форм общения непосредственно в рамках учебного курса (конференция, форум).

  • Необходимо предусматривать возможность учащимся и педагогам работать с предлагаемыми материалами в различных условиях доступа к сети Интернет в том числе, возможность копирования отдельных модулей (тем, вопросов) на электронные носители информации.
  • Экранно-звуковые фрагменты должны содержать материал, который трудно наглядно объяснить при помощи других средств, а также материал, требующий эмоционального изложения.

- Этот материал должен иметь сюжет, занимательность изложения, может использовать приемы сравнения, сопоставления.

- Экранно-звуковые фрагменты учебных материалов должны соответствовать скоростным возможностям зрительного и слухового восприятия обучающихся.

- Анимационные или рисованные изображения должны давать правильное представление об объектах, явлениях и процессах.

- Зрительный и звуковой ряд, а если есть необходимость, то и поясняющий текст должны быть взаимосвязаны непосредственно или по принципу ассоциативности.

- Дикторский текст должен носить эмоциональный характер, может включать риторические вопросы, восклицания, обращения к аудитории. В звуковой информации важен темп подачи и понятность речи.

4. Методические рекомендации

Материалы должны включать методические рекомендации для учителя, в которых должна быть подробно раскрыта концепция авторов, цели курса, обоснована последовательность предъявления учебного материала за счет реализации «сквозных» содержательных линий, представлена программа курса, должны быть даны комментарии к содержанию и деятельности обучающихся, рекомендации учителю (общая логика организации учебного процесса по предлагаемой модели, оставляя место творчеству учителя; способы взаимодействия учащихся в сетях с использованием различных коммуникационных технологий; способы и психологические особенности взаимодействия учителя с учащимися в сетях для создания благоприятного фона; рекомендации по осуществлению разных видов контроля деятельности учащихся; рекомендации по использованию современных педагогических технологий с учетом либо специфики очной формы обучения, либо смешанной, либо дистанционной; и др).

Методические рекомендации для учащихся с подробным описанием системы работы, структурирования материалов, заданий для самостоятельной работы, значений знаков, сигналов и пр., должны быть представлены до изложения основного содержания учебных материалов.

В методических рекомендациях для учащихся необходимо предусмотреть:

информацию о целях и задачах данного курса, его профильной направленности на определенную специализацию;

общий тематический план и график работ в курсе;

информацию и конкретные рекомендации по организации различных видов деятельности в группах сотрудничества, индивидуально (в том числе, как работать на личных страницах, как работать с «портфелем ученика»);

рекомендации по организации взаимодействия с партнерами в чате, форумах, теле и видеоконференциях;

дать информацию о Доске объявлений и реагирования на ее информацию;

дать четкие рекомендации (в виде памяток), как участвовать в дискуссиях, как общаться с партнерами с точки зрения не только специфики данного жанра, но и с точки зрения культуры коммуникации;

дать информацию и четкие рекомендации по тестированию и предусматриваемому в курсе контролю деятельности в сетях в учебном процессе.

5. Некоторые технические замечания

При работе с учебно-методическими материалами должна быть обеспечена возможность прерывания выполнения программы в любом месте и выхода из нее.

Паузы в выполнении программы не должны превышать 5-10 секунд.

Адекватность оболочки (платформы), в которой размещается курс при дистанционной форме обучения. Оболочки также относятся к образовательным ресурсам и оцениваются с точки зрения возможности, удобства и заложенной в них трудоемкости для учителя и учащихся при решении дидактических задач, задач мониторинга успеваемости, контроля и управления, администрирования, и т.д.

С.А.Бешенков

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005