Требования к современному уроку географии. Часть 1.
Что значит современный урок, который многими методистами противопоставляется уроку традиционного типа? Отличительные признаки современного урока географии состоят в следующем:
Первое отличие — в постановке целей урока и их мотивации, исходя из положений современной дидактики. При определении целей урока и их мотивации необходимо выделять не только задачи усвоения знаний и формирования умений, развитие умственных способностей (мышления, восприятия, внимания, памяти, речи и воображения), но и задачи формирования опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения учащихся к Миру.
Второе отличие — в изменении роли и функций учителя на уроке. Это связано с тем, что учащиеся рассматриваются в качестве саморазвивающегося субъекта учения. Поэтому учитель на уроке выступает организатором учебной деятельности учащихся, определяет и мотивирует цели урока, дает задания, консультирует и помогает в овладении способами учебной работы.
Главное на современном уроке — самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач и учебных проблем. В связи с этим, на уроке максимально увеличивается доля самостоятельных работ. На традиционном уроке обычно отсутствует общение учащихся в процессе учебной работы. На современном уроке применяются коллективные формы работы, работа в парах, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений.
Третье отличие — изменение отношений между учителем и учащимися в отличие от традиционного урока, на котором преобладает авторитарный стиль общения, на современном уроке должна преобладать атмосфера сотрудничества. Сотрудничество учителя и учащихся может быть выражено при выборе различных форм учебной деятельности, а также при передаче некоторых функций учителя учащимся. Учитель может предложить учащимся работу в парах или небольших группах с последующей взаимной проверкой. Для проверки знаний и умений можно привлечь сильных учащихся.
Четвертое отличие — изменение логики построения процесса обучения. Важнейшим отличием является применение имеющихся знаний и умений учащимися для получения новых знаний и умений. В связи с этим существенно изменяется структура урока. Применение знаний из заключительного звена урока превращается в звено, с которого начинается изучение нового материала, а самостоятельная работа учащихся организуется на всех этапах урока.
При определении целей урока учитывается не только какие знания будут на нем усвоены, но и на каком уровне: на уровне восприятия и запоминания, на уровне применения знаний в сходной ситуации или на уровне творческого применения знаний.
Четкое планирование урока и постановка цели учения осуществляется путем разбивки материала на смысловые блоки или части и формулировки целей их изучения. Например, в курсе географии материков и океанов на уроке на тему «Воздушные массы и постоянные ветры на поверхности Земли» можно выделить следующие смысловые блоки: воздушные массы и их типы, постоянные ветры (пассаты и западные ветры умеренных широт), перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по временам года.
Современный урок может иметь межпредметный характер. В ряде школ практикуются по совместному изучению географии и биологии, географии и экологии, географии и иностранного языка и т.п. Межпредметный характер урока может быть связан с проведением практических работ на местности или экскурсии. В связи с изложенным можно сформулировать следующие требования к современному уроку географии:
1. Четкая постановка и мотивация целей учебно-воспитательного процесса, определение образовательной, развивающей и воспитывающей целей урока. Образовательной задачей определяется научный уровень содержания урока. Это важнейшее требование выражается в программе перечнем понятий, которые должны быть усвоены учащимися. Развивающая цель реализуется в основном путем формирования умений, которые содержатся в программе. Определение триединой цели урока должно быть направлено на развитие мотивов учащихся.
См. также: