Целевые установки курса современного русского языка. Часть 1.
Традиционно в любом учебном процессе различаются воспитательные и образовательные цели. В свою очередь последние делятся на общеобразовательные и специальные, предметные, в данном случае лингвометодические цели преподавания учебного предмета «Русский язык».
Воспитательные цели этой учебной дисциплины в высшей школе упоминались.
Что касается общеобразовательных целей, то логично обратиться к главным задачам общеобразовательной школы, которые называются педагогами:
- удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физическим морально здорового поколения;
- обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями;
- формирование научного миропонимания, политической, экономической правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;
- выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, стремления к участию в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.
Как воспитательные, так и воспитательно-образовательные (общеобразовательные) цели только в очень небольшой своей части могут быть специфичны для того или иного учебного предмета.
Поэтому здесь уместно уделить внимание специальным лингвометодическим целевым установкам.
Общие и частные цели преподавания русского языка удобно соотнести с типологией соответствующих компетенций.
Термин «компетенция» (от лат. слова competere — добиваться, соответствовать, подходить) применительно к языку и лингвистике ведет свое начало от американского языковеда Н. Хомского, заложившего основы так называемой порождающей (трансформационной) грамматики.
В современной лингвистике и лингвометодике под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков по языку, сформированных в процессе преподавания лингвистической дисциплины.
Авторы лингвистических и методических справочников называют различные разновидности компетенции: коммуникативную, общеучебную, страноведческую, социальную и др.
Для определения целевой направленности преподавания языка уместно соотносить лингвистическую, языковую и коммуникативную (речевую) компетенции. Они различаются главным образом по характеру получаемых знаний по языку и лингвистике.
Нужно оговориться, что четко разграничить названные виды компетенции в ряде случаев нелегко. Например, общие определения синонимов, антонимов и паронимов вне рамок конкретного языка относятся к лингвистической компетенции. Если же они даются по отношению к определенному языку, то это скорее языковая компетенция. Однако когда усваиваются различные определения этих лексикологических понятий в лингвистике, то такие знания снова переходят в область лингвистической компетенции.
Когда безотносительно к речи усваиваются приемы различения родовых форм имен существительных в русском языке, — это языковая компетенция. Но когда эти приемы осознаются как условия правильного употребления форм рода и согласования в роде существительных с определяющими словами, — вступает в свои права коммуникативная (речевая) компетенция.