Цели обучения и особенности структуры содержания географии в VI классе.
Основная цель начального курса географии «Природа и человек» — сформировать у учащихся знания о геосферах Земли, основных компонентах ее природного комплекса, дать общие представления о населении нашей планеты; заложить фундамент для изучения предмета в последующих классах на базе опыта творческой деятельности и эмоционально-оценочного отношения к миру, приобретаемого учащимися при освоении курса. Весьма важную роль играет теоретическое содержание курса и практические работы начального курса географии в формировании диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.
В основу начального курса географии в VI классе положены общие понятия о геосферах Земли, ее природных комплексах и их взаимодействии, на основе которых формируется целая система региональных физико-географических понятий. Топографические и картографические знания и умения, являются важнейшей составной частью всей системы школьных физико-географических знаний, умений и навыков. Общие понятия в начальном курсе физической географии должны быть даны на местном краеведческом материале с большим числом практических работ на местности. Это особенно важно, если учитывать возрастной образ мышления учащихся, который отличается конкретностью представлений и конкретностью мышления.
Программа и учебники дня VI класса включают сведения об основных сферах Земли: атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере Земли.
Первые темы «Введение» и «Изображение Земли на глобусе и картах» (16 часов) являются логическим продолжением аналогичных тем природоведения, но здесь школьники получают по существу первоначальные топографические и картографические представления. Очень важно научить учащихся понимать различия плана и карты, читать и составлять элементарный план местности, пользоваться градусной сетью при определении географических координат, определять значения абсолютной и относительной высот.
Тема «Литосфера и рельеф» знакомит учащихся с внутренним строением Земли и с породами, слагающими земную кору, горами и равнинами и их изменениями под действием внутренних и внешних процессов, вулканизмом и землетрясениями, со способами охраны земных недр и поверхности суши.
Тема «Гидросфера» содержит разделы о мировом круговороте воды, Мировом океане, рельефе его дна, свойствах океанической воды и законах ее движения (волны, течения, приливные явления, цунами), о растительном и животном мире океана. При изучении этой темы целесообразно использовать наглядные пособия по образованию волн и течений, где даются их свойства и основные параметры, показать практическое значение движения водных масс. При изучении этой темы необходимо формирование у учащихся общих понятий о состоянии водной среды. Особое внимание обратить на практическое использование энергии приливов для создания ПЭС.
Тема «Атмосфера» построена таким образом, чтобы, получив общие знания о строении всей толщи атмосферы, учащиеся систематизировали и укрепили свои представления о погоде: свойствах воздуха при различной температуре, атмосферном давлении, относительной и абсолютной влажности и атмосферных осадках, воздушных массах и ветрах (бризах и муссонах), тепловых поясах, временах года, о климате и погоде и ее предсказании (прогнозе). Практические задания предусматривают систематические наблюдения за погодой с использованием метеорологических приборов.
В теме «Биосфера» учащимся впервые предлагается тезис о неразрывности и взаимообусловленности в развитии и строении сфер Земли. (Ранее эта тема называлась «Географическая оболочка».) Географическая оболочка — это самый большой природный комплекс, т.е. совокупность природных явлений, образующих единое целое, обладающая специфическими законами развития. «Географическая оболочка» — колыбель жизни и наш дом. При изучении этой темы даются общие характеристики: основных закономерностей развития географической оболочки: широтная зональность и высотная поясность, территориальные комплексы (природные, природно-хозяйственные), ее изменения под воздействием деятельности человека.
В теме «Население земного шара», где учащимся сообщают основные сведения о численности и формах поселения населения Земли, расах, народах и государствах на современной политической карте мира.
В завершающем IV разделе программы «Природа и население своей местности» предусматривается закрепление знаний об особенностях взаимодействиях сфер Земли и применение их при наблюдения за явлениями природы и видах хозяйственной деятельности человека в пределах своей местности и разработке рекомендаций по охране природы.