Методические материалы, статьи

Цель и задачи биологического образования. Часть 1.

Любая система образования ориентирована на достижение определенных целей. Цели образования — это исходные требования к результатам, которые стремится достичь общество, государство благодаря имеющейся системе образования в настоящее время и в ближайшем будущем. Цели зависят от социальных ориентиров функционирования общества, государственной политики в сфере образования, уровня развития общей культуры, а также ценностных отношений к окружающей действительности, включая ее биологическую составляющую.

Определение целей биологического образования — одна из важных проблем, так как она связана с запросами не только общества и государства, но и отдельного человека с его потребностями, мотивами, интересами и склонностями. Вместе с тем эта проблема является и сложной, ибо трудно определить методологическую основу обобщенного выражения целей биологического образования. Об этом свидетельствует формулировки целей, отраженные в общеметодических пособиях по биологии. П. И. Боровицкий (1934) представил цель биологической подготовки как выработку у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения. Б. Е. Райков (1947) считал, что цели естественно-научного образования школьников — это формирование научного миропонимания, развитие мышления, эмоциональной сферы и способности к наблюдению. В трудах К. П. Ягодовского (1954) получили обоснование цели биологического образования, касающиеся становления мировоззрения, умственного, нравственного, эстетического, патриотического воспитания, а также практического использования научных знаний. Б. В. Всесвятский (1960) указывал на такие цели, как получение учащимися объективных знаний для правильного миропонимания, умственного, физического, трудового воспитания, развития наблюдательности, речи и приобретение практических умений. По мнению Н. М. Верзилина и В. М. Корсунской (1972), цели биологического образования заключались в научном понимании учащимися природы, установлении ими связи биологической теории с практикой жизнедеятельности человека и общества, освоении культуры труда и бережного отношения к живым объектам.

Из сопоставления обозначенных формулировок следует вывод о том, что в общем их перечне расположены разнородные категории. К сожалению, в нем слабо представлены развивающие аспекты целей, а также их ценностная, гуманистическая и личностно-ориентированная составляющие.

Новые целевые установки обычно отражаются в документах государственного значения, ориентированных на реформирование или модернизацию сферы общего образования.

В соответствии с реформой отечественной школы, проведенной в середине 60-х гг. в., необходимо было ликвидировать отставание уровня знаний, получаемых учащимся в средней школе, от уровня развития биологии и создать определенные условия для общего их развития, а также усиления воспитательного потенциала биологического материала. Наряду с этим в процессе обучения биологии в школе стали внедрять последовательное формирование биологических понятий.

Реформирование школы в средине 80-х гг. XX в. призвано было «обеспечить высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности» (1984). Перед школой ставилась цель — формирование всесторонне развитой личности. Особое внимание было обращено на трудовое обучение, политехническое образование, идейно-политическое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Значительная роль отводилась экологической подготовке учащихся, ориентированной на становление у них ответственного отношения к окружающей среде. Одновременно была дана установка на устранение перегрузок в содержании учебных предметов, включая и биологию. Для этого в школу ввели одиннадцатый год обучения.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Клатчи и сумки оптом Оптовые цены действуют для партии всего в пять изделий, выбранных из ассортимента нашего магазина! Б лагодаря возможности мелкооптового заказа у нас покупают клатчи и женские сумки оптом и крупные бизнесмены, и небольшие фирмы, и индивидуальные предприниматели, и компании модниц-подружек, и девушки, коллекционирующие модные сумочки. К каждому покупателю у нас индивидуальный подход.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005