Творческая одаренность и анализ развития творческих способностей. Часть 3.
Художественно одарённый ребёнок живёт необычной внутренней жизнью; ему свойственны глубокие, сильные переживания, которые могут найти выход именно в создании художественных образов, а не в событиях и отношениях повседневной действительности (чего сам он, конечно, может не понимать).
Недооценка возможностей такого ребёнка, отсутствие поддержки взрослых затрудняют ему проникновение в эту жизненно важную для него сферу человеческой деятельности и проектируют в будущем ситуацию творческой нереализованности. С другой стороны, преждевременное и часто необоснованное навязывание ребёнку статуса художника или музыканта с большим будущим дезориентирует его и делает заложником ошибок и тщеславных ожиданий взрослого, порождает боязнь даже относительных или мнимых неудач и т. п.
Довольно часто распространяется педагогическая ошибка, которую нужно обязательно избегать, это использование одарённых учащихся для саморекламы, повышения престижности школы, студии, для неуёмной самореализации руководителя. И совершенно неоправданно, даже недопустимо, отношение к ученику как к средству, а не как к цели.
Практика развития творческой одарённости как отдельного вида предполагает разработку и реализацию специальных программ, учебных материалов.
Данные программы учитывают 5 основных этапов творческого процесса:
1. Исследовательская активность.
2. Постановка вопросов и начало личностного взаимодействия.
3. Проявление собственных мыслей.
4. Реальное воплощение найденного решения и стремление к личностной самореализации.
5. Профессиональное творческое самоопределение.
Это способствует развитию наиболее важных способностей и умений одарённых детей.
С помощью данной системы развития учащиеся студии изо могут достичь наилучших результатов в своей деятельности.
В развитии определённых способностей ребят весьма значимо публичное признание достижений, чему способствует участие в творческих конкурсах, соревнованиях различного уровня, выставках.
Занимаясь по индивидуальны программам, учебным планам, ребята становятся лауреатами, победителями и призёрами различных конкурсов, выставок..
Часто, наблюдая за учащимся, педагог и родители видят трудолюбие, терпение, усидчивость. Это помогает ученику заниматься в студии повышенного уровня. Участие в конкурсах закаливает силу воли у юного художника, даёт возможность приобретать опыт совершенствования искусством.
Необходимо включать в программы по ИЗО социальную адресность и сбалансированность социальных интересов. Во многом решение этой задачи связано с повышением роли учреждений дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Не случайно этот вопрос был рассмотрен на коллегии Минобразования России. В дни летних каникул есть реальные возможности для более активной работы с этой категорией детей, особенно учитывая, что для многих из них именно дополнительное образование подчас становится единственным, позволяет им реализовать свои возможности и потребности, ощутить себя востребованным в обществе человеком.
Как показывает практика, трудные дети наряду с обычными детьми, не имеющими физических недостатков, становятся победителями городских выставок декоративно-прикладного искусства .
По мнению учёных, дети из интернатов ощущают ограничение своих возможностей, вызванное не недугом, а отношением людей и барьерами, существующими в окружающей среде. Удачный опыт работы с трудными ребятами ставит проблему созданий условий, дающих им осознание смысла своего существования и адекватной самооценки, эмоциональную уравновешенность, адекватные межличностные отношения и нахождение своей допрофессиональной, а затем и профессиональной ниши во взрослой жизни.