Творческая одаренность и анализ развития творческих способностей. Часть 5.
Сказанное позволяет перейти к более конкретным вопросам, именуемым в последнее время педагогикой чтения, профессиональным чтением, к роли книг в учебном процессе преподавания изоискусства. Не претендуя на полноту охвата проблем, в настоящее время уже можно говорить о более или менее определившихся контурах системы в работе с материалами, о тех выводах и рекомендациях, которые вытекают из некоторых данных теории и практики.
Специфика преподавательской деятельности сразу же предполагает деление всей литературы, как бы на два потока. Первый - это книги личного пользования, «для себя», второй - книги для урока, для учащихся. Деление это несколько условно, так как информация, почерпнутая из любой прочитанной учителей книги, будет так или иначе передана им учащимся. Тем не менее именно такое деление вносит с самого начала определенную систематичность и ясность в работе с книгой. Однако верная методологическая установка в данном случае не приведет автоматически к успеху.
В повседневных заботах мы чаще придаем значение умению учить и забываем, что в не меньшей мере учителю нужно умение учиться. Окончив институт, учитель работает потом 30 - 40 лет, а то и больше, и естественно, что старого багажа, приобретенного им в стенах вуза, на эти годы не хватит. Ведь за это время совершатся новые исследования, открытия, находки, появятся новые имена. Если говорить о книгах, то их выйдет несметное количество, и многие их них будут содержать новое слово в различных отраслях знаний. Становится очевидным, как много надо прочесть и узнать учителю. Это книги философские, общественно-политические, исторические, книги по педагогике и ее разделам, в частности, психологии, методике, книги по теории и истории изобразительного искусства, музыки, театра, кино; издания библиографические и краеведческие, а также художественная литература, особенно детская, периодика.
Много должен знать и помнить учитель изобразительного искусства, начиная с конкретных фактов истории и теории искусства и кончая зрительными образами тысяч картин, скульптур, гравюр. Но здесь мы ведем речь не просто о знании тех или иных порой противоречивых фактов, а о способности осмыслить их с позиций современности. Нередко устоявшиеся оценки явлений искусства со временем меняются. В том-то и сложность профессии учителя изо, что ему необходимы не только высокий уровень знаний, но и развитие эстетического чувства, четкость идейного подхода.
В наши дни довольно часто одно и то же произведение оценивается по-разному, сплошь и рядом на страницах печати разгораются творческие дискуссии, публикуются порой прямо противоположные оценки одной и той же книги или картины. Что же делать руководителю студии ИЗО? Видимо, только одно - иметь основания для суждений, быть подготовленным и настолько профессионально и теоретически искушенным, чтобы отличить истину от правдоподобия, личностный подход - от субъективизма. Это важно и потому, что определяет выбор учителем литературы для себя и для урока. Ведь не секрет, что иные современные детские книги, и особенно иллюстрации в них, адресованы скорее искушенному в искусстве взрослому, чем ребенку. Кроме того, эстетизация уродства, мрачность и неулыбчивость персонажей произведений, холодный рационализм творчества некоторых художников Запада порой находят отзвук и в работах наших мастеров. Безошибочно разобраться в том, где подлинное искусство, а где ложная поддела, - долг учителя.