Методические материалы, статьи

Творческая одаренность и анализ развития творческих способностей. Часть 6.

Строгость критериев должна сопутствовать учителю и в выборе учебно-методических пособий. Важно не упустить из виду все ценное, начиная, скажем, с психологических исследований В. Бехтерева, методик Е. Кондахчяна, таких неравнодушных книг, как Б. Неменского, А. Жуковой, и кончая одной из «копилок опыта» - книгой С. Левина «Ваш ребенок рисует» (М., «Советский художник», 1979).

Говорить об этом подробнее нет возможности. Помочь в выборе литературы могут библиография, периодические издания, в частности, газета «Книжное обозрение», журналы, где ведутся библиографические отделы, раскрывающие вопросы детского творчества. Однако полагаться надо не только на библиографию, но и на свой опыт.

Учительская практика, опыт подсказывает, что необходимо определенное разделение литературы для детей - по характеру ожидаемого воздействия этой литературы на учащихся. По-видимому, это воздействие может быть чаще всего: а) информационно-познавательным, б) идейно-воспитательным, в) эмоционально-эстетическим, г) творчески-стимулирующим. Конечно, все эти стороны (или некоторые из них) зачастую сочетаются в одной книге (в частности, в художественном произведении), но это не должно помешать учителю выделить в ней, гак сказать основную функцию, наиболее соответствующую задаче, поставленной в том или ином случае.

Лучше всего, когда знания и любовь (интерес) к предмету приходят к детям одновременно. В решении этой грудной задачи может сыграть свою роль не только мастерство учителя, но и хорошая, талантливо написанная книга. Вот издание, ставшее уже уникальным, - альбом В. Алексеевой «Что такое искусство» (вып. 1-й и 2-й. М., «Советский художник», 1973, 1979). Книга прекрасно издана, богато иллюстрирована, а главное, написана интересно и доступно для детей. К сожалению, подобных изданий, предназначенных для младшего и среднего возраста, у нас немного. Но учитель может обратиться и к более специальным книгам, выпущенным в разное время: «Учитесь рисовать» А. Дейнеки (М., изд-во Академии художеств СССР, 1961), «Для тех, кто рисует» П. Павлинова (М., «Советский художник», 1965) и др.

Познавательный материал лучше всего воспринимается и закрепляется в памяти учащихся на эмоционально основе.

В современных изданиях (2000 - 2010 гг.) для ребят школьного возраста по искусству преобладает в первую очередь великолепно изданный перечень о разных художниках, великолепно подобранные и выполненные иллюстрации, но они мало что говорят о самих непосредственно проводимых уроках. Было бы исключительно важно с таким бы качеством издания увидеть на прилавках книги, рассказывающие о таких же ребятах, занимающихся в творческих студиях, художественных школах, досуговых центрах и др. Им были бы ближе работы своих сверстников, а не работы великих художников. Они были бы более им понятнее и доходчивее, а педагог объяснял бы им различные моменты в изобразительном творчестве. Помимо литературы, обязательно должны чаще проводится детские выставки различного плана, уровня, направления. Можно и нужно учиться у великих мастеров, но нельзя не показывать им их же сверстников, их выставки, их успехи и неудачи. Мы знаем прекрасных педагогов, у которых можно и нужно учиться (Щербаков, А. С. Чеснокова, Я. М. Кацн, П. Ф. Жохов и др.) Ребята, которым посчастливилось учиться у них в основном поступили и закончили художественные училища и институты. Многие из них организовали свои студии ИЗО, ведут активную творческую деятельность.

А. Борисов

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Доставка пиццы на дом: Войковская, Коптево, Бескудниково, Савеловская, Головинский.. Пицца является одним из самых популярных блюд в мире. Не менее популярной является и услуга «Пицца на дом».

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005