Творческая одаренность и анализ развития творческих способностей. Часть 6.
Строгость критериев должна сопутствовать учителю и в выборе учебно-методических пособий. Важно не упустить из виду все ценное, начиная, скажем, с психологических исследований В. Бехтерева, методик Е. Кондахчяна, таких неравнодушных книг, как Б. Неменского, А. Жуковой, и кончая одной из «копилок опыта» - книгой С. Левина «Ваш ребенок рисует» (М., «Советский художник», 1979).
Говорить об этом подробнее нет возможности. Помочь в выборе литературы могут библиография, периодические издания, в частности, газета «Книжное обозрение», журналы, где ведутся библиографические отделы, раскрывающие вопросы детского творчества. Однако полагаться надо не только на библиографию, но и на свой опыт.
Учительская практика, опыт подсказывает, что необходимо определенное разделение литературы для детей - по характеру ожидаемого воздействия этой литературы на учащихся. По-видимому, это воздействие может быть чаще всего: а) информационно-познавательным, б) идейно-воспитательным, в) эмоционально-эстетическим, г) творчески-стимулирующим. Конечно, все эти стороны (или некоторые из них) зачастую сочетаются в одной книге (в частности, в художественном произведении), но это не должно помешать учителю выделить в ней, гак сказать основную функцию, наиболее соответствующую задаче, поставленной в том или ином случае.
Лучше всего, когда знания и любовь (интерес) к предмету приходят к детям одновременно. В решении этой грудной задачи может сыграть свою роль не только мастерство учителя, но и хорошая, талантливо написанная книга. Вот издание, ставшее уже уникальным, - альбом В. Алексеевой «Что такое искусство» (вып. 1-й и 2-й. М., «Советский художник», 1973, 1979). Книга прекрасно издана, богато иллюстрирована, а главное, написана интересно и доступно для детей. К сожалению, подобных изданий, предназначенных для младшего и среднего возраста, у нас немного. Но учитель может обратиться и к более специальным книгам, выпущенным в разное время: «Учитесь рисовать» А. Дейнеки (М., изд-во Академии художеств СССР, 1961), «Для тех, кто рисует» П. Павлинова (М., «Советский художник», 1965) и др.
Познавательный материал лучше всего воспринимается и закрепляется в памяти учащихся на эмоционально основе.
В современных изданиях (2000 - 2010 гг.) для ребят школьного возраста по искусству преобладает в первую очередь великолепно изданный перечень о разных художниках, великолепно подобранные и выполненные иллюстрации, но они мало что говорят о самих непосредственно проводимых уроках. Было бы исключительно важно с таким бы качеством издания увидеть на прилавках книги, рассказывающие о таких же ребятах, занимающихся в творческих студиях, художественных школах, досуговых центрах и др. Им были бы ближе работы своих сверстников, а не работы великих художников. Они были бы более им понятнее и доходчивее, а педагог объяснял бы им различные моменты в изобразительном творчестве. Помимо литературы, обязательно должны чаще проводится детские выставки различного плана, уровня, направления. Можно и нужно учиться у великих мастеров, но нельзя не показывать им их же сверстников, их выставки, их успехи и неудачи. Мы знаем прекрасных педагогов, у которых можно и нужно учиться (Щербаков, А. С. Чеснокова, Я. М. Кацн, П. Ф. Жохов и др.) Ребята, которым посчастливилось учиться у них в основном поступили и закончили художественные училища и институты. Многие из них организовали свои студии ИЗО, ведут активную творческую деятельность.