Методические материалы, статьи

Учение и внимание.

Эффективность и качество учебной деятельности учащихся в значительной степени зависят от их внимания, внимательности в процессе занятий.

Внимание психология определяет как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточение на нем.

По своему характеру внимание бывает непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание возникает без всякого напряжения, без заранее поставленной цели, само по себе. Оно не требует волевых усилий и возникает в том случае, когда внешние воздействия полностью соответствуют внутренним потребностям учащегося.

Однако значительная часть активной учебной деятельности учащихся требует затраты определенных волевых усилий для достижения поставленной цели. Такая деятельность требует произвольного, волевого, преднамеренного внимания, что в свою очередь определяет успешность формирования важной черты личности — внимательности. Произвольное внимание должно сочетаться с непроизвольным — это сочетание проявляется тогда, когда у учащихся уже есть определенная база — «затравка» для этого, т.е. имеются необходимые знания и умения для мышления, когда учащиеся, слушая и наблюдая, думают.

Для внимания как условия эффективной познавательной деятельности учащихся характерны определенные свойства, знание и учет которых позволит педагогу более успешно управлять учебным процессом, развивать внимательность учащихся:

  • избирательность, т. е. способность глубоко сосредотачиваться только на одном или очень ограниченном числе воспринимаемых объектов. Внимание к одному есть одновременно невнимание к другому; если внимание отключается от одного, оно неизбежно переключается на другое. Это свойство восприятия требует специальной организации внимания учащихся на уроке, повседневной систематической работы по его развитию и поддержанию;
  • сосредоточенность — способность достаточно длительное время удерживать внимание на одном объекте. Противоположным свойством сосредоточенности является отвлечение внимания.

Исследованиями установлено, что на неподвижном, неизменяющемся объекте пассивное внимание сохраняется не более 5 сек., после чего начинает отвлекаться. При активных действиях (например, если учащийся не просто смотрит на схему, но изучает ее, не просто рассматривает механизм, а работает с ним) устойчивое внимание может сохраняться до 10-15 мин.

  • распределение — одновременное внимание к двум или нескольким объектам: слушать, что объясняет мастер, преподаватель и следить за тем, что он показывает, демонстрирует; или слушать и одновременно записывать. Учащимся, как правило, трудно самим распределять свое внимание без выработки определенного навыка. Научить их этому — одна из задач педагога;
  • переключение внимания — перенос внимания с одного объекта на другой. Здесь особенно ярко проявляются индивидуальные особенности учащегося, его умение быстро переходить от одной деятельности к другой. Переключение тем сложнее, чем больше разница в характере новой деятельности. Поэтому не рекомендуется без особой нужды часто менять содержание и виды работы на уроке;
  • рассеянность по самым различным причинам: чрезвычайная сосредоточенность на интересном деле, плохое самочувствие, усталость, значительные отвлекающие раздражители. Но чаще всего рассеянность — это следствие низкого общего уровня внимательности, отсутствие устойчивых интересов, запущенность учебных занятий, слабый уровень навыков мышления.

Являясь одни из условий успешности учебной деятельности, внимание непосредственно в этой деятельности и формируется. Нет и не может быть сосредоточенного внимания в бездеятельном состоянии. Внимание, внимательность, как правило, развиваются не в результате отдельных мероприятий и усилий педагога, не путем применения отдельных, специальных педагогических приемов, а всей системой учебной и воспитательной работы с учащимися. Мастеру, преподавателю важно всегда чувствовать внимание учащихся и руководить им на всех этапах урока, начиная от целевой установки до подведения итогов.

В. Скакун

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
йота Наши специалисты при необходимости установят и настроят оборудование для выхода в интернет.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005