Ученый говорит с учеником
Бессмысленно облачать наших детей в гимназические униформы, гонять их в марше по школьному плацу и заставлять вытягиваться в струнку перед преподавателем. Но что может современная школа противопоставить распущенности и лености мысли, уверенности полуграмотного юнца в своем праве судить обо всем подряд за щитом универсального довода: «А мне так кажется »?
Как сохранить единство истории в ворохе фактов, дат, лиц и событий, разнесенных по эпохам, странам и разным школьным классам? Как вместе с учениками нащупать в них нечто общее, повторяющееся, бывшее — и оставшееся до сих пор — проблемным на разных этапах истории?
Можно ли доказать юношам и девушкам, которые не собираются поступать на механико-математический факультет МГУ и даже в любой технический вуз, что им все равно стоит изучать математику? Особенно если они прекрасно знают, что их вполне успешные мама, переводчик, и их папа, юрист, из школьного курса математики помнят только таблицу умножения, да и то не на пятерку?
К этим таким разным, но одинаково болезненным школьным проблемам можно добавить еще несколько десятков. Учителя без конца обсуждают их друг с другом, ищут ответа в специальной педагогической литературе —пока не нашли.
Три статьи, взятые в сокращенном виде из «ЛГО», показывают, что неожиданную и весьма сильную поддержку учителя могут получить от ученых далеко не только в рамках их непосредственной специальности. У них тоже есть дети. Как правило, они тоже преподают, только в вузах. Но главное — у них по-особому устроена голова, у них свой, научный подход —обращенный на школьные проблемы, он, как увидим, способен дать результат по меньшей мере очень интересный
Когда компьютеры станут умнее, чем человек?
Компьютер на базе ДНК
Самым распространенным видом компьютерных программ является ДНК. В каждой живой клетке протекают сложнейшие информационные процессы. Еще в 1994 году удалось выполнить простейшие счетные операции с использованием специальной ДНК-микросхемы.
Оптический процессор
Фотоны переносят информацию гораздо быстрее, чем электроны. Световые волны, по сравнению с электрическими, отличает целый ряд преимуществ. Так, два световых луча можно скрещивать, это не повлияет на их свойства. Расщепляя световой луч, можно одновременно отправлять почти бесконечное множество сигналов.
Трехмерные микросхемы
Пока что мы используем в основном двухмерные микросхемы. Однако в последние годы, добиваясь экономии места, ученые ведут опыты с микросхемами ступенчатой структуры (stacked chips). Возможности компьютера, полностью оборудованного такими чипами, повысятся во много раз.
Биокомпьютер
Любой многоклеточный организм это своего рода компьютерная сеть или построенный из протеинов «Интернет». Любое действие, совершаемое нашим организмом, любое ощущение, получаемое им, возникает благодаря электрическим импульсам, переданным по нервным волокнам. Ученые уже сейчас могут выполнять простейшие счетные операции, используя в качестве элемента микросхемы
клетки пиявки.
Квантовый компьютер
Действия подобной машины основаны на энергетических состояниях крохотных атомов. Она может параллельно выполнять невообразимо большое число операций. Хотя математики уже доказали, что квантовый компьютер можно построить, исследования в этой области только начинаются. Ученым предстоит пройти еще долгий путь.