Методические материалы, статьи

Упражнения для овладения нормами графики.

Выявление психофизиологического механизма графического действия в сочетании с фонемно-графическим характером русской письменности, как мы уже поняли, определяет операционный состав графического действия и дает возможность создать эффективную систему упражнений. Каждый урок по введению новой буквы (прописной и строчной) обязательно включает упражнения:

  • вычленение в рукописном облике буквы отдельных знакомых элементов (палочек, крючков, петелек, овалов и полуовалов);
  • разложение буквы на знакомые элементы и анализ вариантов их возможного соединения;
  • различение букв по наличию или отсутствию элемента, по их количеству и другим признакам;
  • установление их последовательности в букве (позднее — букв в слове);
  • перекодирование звуков в соответствующие графические символы (буквы);
  • восстановление по памяти облика буквы и ее элементов;
  • сравнение печатных и рукописных букв;
  • воспроизведение их на бумаге с помощью определенных движений руки;
  • обратное перекодирование букв в соответствующие звуки-фонемы;
  • слияние звуков-фонем в процессе чтения и соединение букв в слоге на письме;
  • соотнесение прочтенных звуко-фонемно-буквенных комплексов с определенным смысловым значением.

Учитывая возрастные особенности детей, их быструю утомляемость, необходимо разнообразить работу различными игровыми заданиями, упражнениями по рисованию бордюров, росчерков. Не стоит забывать о письме воображаемом — письме по воздуху и письме под счет.

Школьные физиологи рекомендуют проводить специальные пятиминутки каллиграфии (или чистописания) не только в I классе, но на протяжении всего обучения в начальной школе. Это связано в первую очередь с развитием мышц рук, спины, глаз, с необходимостью тренировать рукодвигательный навык, приучая тело ученика к координированности названных органов без усилия и напряжения. Даже в III —IV классах в уроки русского языка включаются занятия чистописанием, на которых должны использоваться упражнения для развития плавности, ритмичности, скорописи. Важно также использовать различные физические упражнения для пальцев и рук, чтобы устранять перенапряжения и утомление учеников.

Упражнения для рук.

Упражнение 1. Руки согнуты в локтях на весу, вращение каждой кистью в одну сторону попеременно.

Упражнение 2. Кисть левой руки вращается влево, правой — вправо и наоборот.

Чтобы дети не уставали, уроки письма должны быть рационально организованы. Физиологи и психологи в соответствии с законами развития детского организма рекомендуют на уроках обучения грамоте чередовать мышечное напряжение рук, речевого аппарата и других частей тела.

Примерный порядок этапов урока письма.

1. Рассматривание рисунка в прописи.

2. Работа над рисунком: анализ его частей, вычленение знакомых элементов.

3. Обведение рисунка целиком или по частям (как удобно ученику).

4. Рассматривание буквы, вычленение знакомых элементов.

5. Ученики пишут по образцу:

  • обратной стороной ручки для фиксирования последовательности письма (дети со слабым навыком);
  • обводят в воздухе (успешно владеющие письмом).

(Тем самым создается мышечное и зрительное представление о нужной высоте строчной буквы.)

6. Предварительный показ учителем написания буквы на доске.

7. Дети ориентируются на строке в прописи предварительно определив высоту, поставив точку на строке, затем пишут поэлементно или сразу (как удобно), далее снова повторяют букву, далее пишут по 3 буквы с соединением (если неудобно, то с отрывом друг от друга).

Приведенный выше план урока письма необходимо «разбавлять» чтением и физкультминутками, используя соревновательные упражнения. В настоящее время учителя обнаружили большую эффективность интегрированных уроков по сравнению с «чистыми» уроками чтения или письма, что практикой подтверждает выводы ученых о необходимости разгрузки однообразных уроков обучения грамоте.

Постепенно темп письма увеличивается. Для формирования ритмичного и плавного письма можно писать буквы «под счет», анализировать образцы красивых почерков взрослого и ученика.

Большой интерес представляют прописи, зарекомендовавшие себя высокой эффективностью их методики: «Письмо с секретом» В. А. Илюхиной, прописи Л. Я. Желтовской, «Мои волшебные пальчики» О. В. Прониной и др.

Е. Антонова



См. также:

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Выгодно прихожую купить http://www.pointernety.ru/mebel-dlja-prihozhej/prihozhie/
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Нужен беспроводной интернет? Главным его преимуществом является Интернет без проводов. Теперь для выхода в Интернет вам больше не понадобится телефонная линия. Достаточно лишь иметь специальный модем, и вы уже в Интернете.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005