Уроки развития речи. Часть 2.
Забота об интересном и комфортном обучении есть одновременно забота о психическом и физическом здоровье молодого поколения, так как интерес способствует значительному повышению работоспособности, содействует формированию волевых качеств личности, укреплению ее активной творческой позиции. Исследования показывают, что активные, проявляющие интерес к миру личности лучше преодолевают стрессовые ситуации, реже заболевают. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы, ведь счастливое детство не менее важная цель школы, чем обучение. Этим требованиям полностью соответствуют УМ К «Русская филология» (под ред. ак. Г. Г. Граник) и УМК Н. А. Зайцева, который создал уникальную систему обучения грамоте и русскому языку, выстроив свою методику на основе психофизиологической природы растущего организма. Синтез курсов языка и литературы, который присущ названным комплексам, учитывает психологические законы корреляции механизмов грамотности и понимания, механизмов восприятия и порождения речи. Последнее позволяет связать анализ и риторический синтез текста.
Совершенно различные по принципам и содержанию учебно-методические комплексы Г. Г. Граник и Н. А. Зайцева имеют сходные цели — пробудить у школьников любовь к родному языку и помочь каждому из них овладеть грамотной русской речью в ее устной и письменной формах и, самое главное, реализуют их через продуманную систему мотивирующих учебных пособий, у ребенка снимающих тревожность, а у учителя формирующих ценности их концептуальных подходов.
Каждый урок русского языка должен быть уроком развития речи. Однако в методической науке установлена типология уроков развития речи, к которым относят уроки подготовки и написания изложения и сочинения, урок анализа письменных работ.
Изложения и сочинения имеют свои классификации.
Каждая из классификаций решает проблемы формирования речевых умений, записанных в федеральных программах. В любой из рекомендованных учебных программ учитываются требования государственных стандартов о поэтапном обучении писать изложения и сочинения.
Как вы думаете, что ребенку легче написать: изложение или сочинение? Чтобы ответить на поставленный вопрос, сравним схемы акта коммуникации при написании сочинения и изложения.
Первое методическое требование к уроку сочинения — мотивация и точное целеполагание ученика, т.е. организация предварительной беседы, в которой происходит осознание учеником: а) желания рассказать о «своем»; б) дидактической задачи научиться оформлять этот рассказ в сочинение.
Второе методическое требование — дать детям способ оформления, т.е. совместно выработать алгоритм действий (эффективную методику) при написании собственного (ученического) текста.
Различаются обучающие и контрольные уроки сочинения или изложения. В начальной школе проводят только обучающие уроки развития речи; контрольные уроки сочинения или изложения наряду с обучающими используют для формирования навыка письменной речи в V—XI классах.
Обучающие уроки развития речи требуют от учителя внимания к этапам предварительной беседы и составления плана письменной работы. При изложении подробно анализируется текст писателя, выписываются ключевые слова и словосочетания, необходимые для точной передачи мысли автора. Обучающий характер уроков развития речи накладывает определенные ограничения в выборе текстов и тем.
В I классе пишут небольшие (два-три предложения) сочинения на заданную тему («О чем я мечтаю...», «Если бы я был учителем...», «Какие сказки я люблю» и т. п.), по личным впечатлениям («Как я провел воскресенье», «Мы были в театре...», «Самый яркий день каникул» и т. п.).
Со II класса и до конца начальной школы каждую неделю проводится урок развития речи (либо сочинение, либо изложение). Для изложения берутся небольшие отрывки текста различных по типу и стилю произведений детской литературы, соответствующие такой единице синтаксиса, как сложное синтаксическое целое (ССЦ). Ученики осваивают структурно-композиционные элементы письменной работы: начало (зачин) — основная часть (срединная, или медиальная) — конец (концовка).
Для сочинения объем ограничен небольшим количеством предложений (от трех предложений до половины страницы, далее — по возможностям учащихся). Отрабатывать речемыслительные умения целесообразно не по количественным показателям, а по качеству написанного.
См. также: