Урок как единица учебного процесса. Часть 1.
За последние сто лет становления русской и советской системы обучения сложилась традиция, по которой школьный вариант современного русского литературного языка изучается концентрически и по разделам. В начальных классах (I —IV) проводят обучение грамоте и дается ознакомительный курс грамматики, куда входят элементарные сведения об основных частях речи — имени существительном и прилагательном, глаголе и местоимении, — их способах изменения (склонение и спряжение), связанные с ними правила правописания, а также практические умения определять звуковой и морфемный состав слова.
Традиционно обучение русскому языку состоит из следующих форм учебной работы:
- классные занятия;
- факультативные занятия (углубленное изучение);
- внеклассная работа (кружки для любознательных, дополнительные занятия, связанные с коррекцией обучения).
Основной организационной формой изучения родного языка является урок. Существует несколько классификаций традиционных форм урока.
Классификация уроков по психолого-педагогическим этапам усвоения учебного материала и контроля:
- урок обучения грамоте;
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления ЗУНов;
- повторительно-обобщающий урок;
- комбинированный урок;
- контрольные уроки (диктант, самостоятельная работа, тестирование);
- урок анализа результатов («работа над ошибками»).
Классификация уроков развития речи:
- урок подготовки и проведения изложения;
- урок подготовки и проведения сочинения;
- урок анализа письменных (творческих) работ.
В настоящее время наблюдается смена тенденций в школьном курсе русского языка: происходит постепенная перестановка акцентов с орфографии и грамматики на формирование видов речевой деятельности, в частности на развитие письменной и устной речи. Однако нельзя забывать и о дидактической задаче развивающего обучения: способы познания, которые осваиваются учениками в ходе изучения русского языка, остаются важным компонентом содержания образования, т.е. освоения всех предметов школьного курса. Умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать, анализировать, обобщать и т. п. в среднем звене общеобразовательной школы весьма продуктивно отрабатываются на материале разделов современного русского языка. Естественно, при заданных целях возникает необходимость в адекватных им организационных формах, т. е. в современной начальной школе в соответствии с деятельностным подходом претерпевает изменения и урок.
Методическая наука сформулировала обобщенные требования к современному уроку русского языка: структурная целостность, логичность построения, мотивация, атмосфера доброты, взаимопонимания, сотрудничества учителя с учащимися и детей друг с другом. Лингвистическая и психолого-педагогическая целесообразность структуры и содержания определяются в первую очередь профессиональной грамотностью учителя, органичным единством решения дидактических, развивающих, воспитательных задач обучения.
Опираясь на устоявшиеся классификации уроков, используя привычные этапы традиционных уроков, мы меняем ценностные ориентации их структурных компонентов. В соответствии с коммуникативно-деятельностной концепцией обучения мы определяем цель каждого этапа урока с точки зрения формирования или развития определенных умений и навыков, поэтому в нижепомещенных схемах уроков разных типов указывается дидактическая цель каждого структурного компонента. Ее нельзя путать с целью, которую должны ставить на уроке сами ученики. Цели ученика и цели учителя не совпадают: учитель организует, руководит и управляет процессом изучения русского языка, ученик имеет целью «добывать» определенные знания и умения по русскому языку. Коммуникативно-деятельностный подход требует от учителя умения организовать урок таким образом, чтобы ученик мог обучаться учебным действиям сознательно — это предполагает постановку цели учеником самостоятельно в течение всего урока, на каждом его этапе. Нет цели — нет мотива к действию, нет мотива действовать — нет сознательного подхода к информации. Нет сознательного подхода к информации — нет понимания, что ее необходимо преобразовать в знание.