Урок как единица учебного процесса. Часть 2.
Традиционно все обучение происходит при помощи родного (естественного) языка. Это значит, что в приобщении ребенка к культурному наследию участвуют все четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание (аудирование), чтение, письмо, что и формирует в коре головного мозга необходимые для учения нейрофизиологические образования, а в сознании — соответствующие структуры, необходимые дня освоения операциональной системы мышления. И происходит это лишь в ситуации коммуникации нзрослого и ребенка.
Поиски ученых в области мыслительного и речевого развития привели к созданию теории ориентировочной основы действия П. Я. Гальперина, которую можно назвать первой серьезной попыткой технологизировать обучение с позиций речемыслительных процессов. Чтобы управлять процессом усвоения знаний, умений и навыков, необходимо раскрыть детям те стороны действительности, которые являются содержанием урока и на которые ученики могут ориентировать свои действия при изучении родного языка. Для ребенка освоение каждого нового явления (понятия, правила, умения и т. п.) становится исследованием. Одним из важнейших условий обучающей ситуации является вербализация (проговаривание) учеником способа действия: для учителя это возможность контролировать алгоритм действий, осуществляемых учеником, для учащихся — это перевод внешней речи во внутреннюю, организующую структуры сознания в соответствии со структурой усваиваемого понятия (на языке психологов — интериоризация). Следовательно, этапы обучения, по которым целесообразно организовать урок, согласно теории П. Я. Гальперина, имеют следующий порядок:
- этап ориентировки в условиях деятельности: целеполагание, определение возможного (идеального) результата, средств;
- этап выработки плана действия с опорой на результаты ориентировки: определение материала, способов и порядка операций для достижения поставленной цели;
- этап осуществления плана: выполнение учеником своих действий с одновременным проговариванием (комментарием);
- этап контроля, сравнение предполагаемого (идеального) результата с полученным, реальным результатом и соотнесение его с целью.
Основным способом изучения русского языка на современном уроке становится выведение понятия (или правила) методом «решения задач». Другими словами, учитель, готовясь к уроку, должен продумать организацию учебных действий с помощью четко сформулированных задач.
Прочитайте, как формулирует принципиальные положения этого метода М. С. Соловейчик.
Принципы постановки учебной задачи:
1. Вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация, уточнение первой темы.
2. Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления.
3. Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.
4. Определение или правило (словесная формулировка нового знания) должно появляться не до, а после всей работы по поиску и обнаружению нового содержания. Формулировать правило (определение) детям легче, считывая его со схемы. Это даст возможность не заучивать правило, а каждому ребенку формулировать его своими словами.
5. Логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой для учеников. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.
Коммуникативно-деятельностный подход требует от современного урока определенной динамики и четкой организации этапов учебных действий школьников, поэтому принципиальные схемы названных выше типов урока сориентируют вас при подготовке адекватного современным условиям конспекта урока.