Урок — основная форма организации обучения географии.
В первоначальный период существования школы в странах Древнего Востока (Египта, Вавилона, Индии и др.) ее развитие происходило от индивидуальной формы учебно-воспитательного процесса к индивидуально-групповой. При индивидуальном обучении учитель обучал каждого ученика в отдельности, давая задания, а затем также индивидуально проверял его выполнение. При индивидуально-групповой форме обучение также осуществлялось индивидуально. Каждому ученику давалось отдельное задание, за которое он должен был отчитаться учителю.
К изучению нового материала ученик приступал только тогда, когда достаточно прочно был усвоен предыдущий материал. Такая организация обучения обеспечивала качество знаний, если учитель был высококвалифицированным педагогом, а учащихся были единицы.
Индивидуальное обучение было доступно ограниченному кругу населения. Развитие промышленности, рост городов и торговли усиливали спрос на грамотных людей. Поэтому уже в XV-XVI веках возник кризис индивидуальной формы обучения. Педагоги искали выход из положения в каком-то чудодейственном методе обучения. Наиболее отвечающей запросам того времени и по настоящее время стала классно-урочная система, впервые разработанная Я. А. Коменским (1592-1670). Наступила эра классно-урочной школы (классическая или реальная гимназия, лицей, колледж и др.), в которой доминирует групповая форма обучения, являющаяся для всей государственной системы образования систематизирующим инструментом. Переход к классно-урочной системе означал решение главной проблемы XVI-XX веков: проблему массовости образования. Этот переход не решал проблему качества и высокого уровня образования для всех. Пока не вводилось всеобщее начальное образование, классно-урочная система в основном с этой задачей справлялась.
Нельзя не отметить, что и в прошлом опыте советской школы было немало попыток реализации индивидуального и дифференцированного обучения. По мнению многих специалистов, индивидуализация обучения в условиях классно-урочной системы в полной мере не может быть осуществлена. В связи с поисками улучшения классно-урочной системы обучения и воспитания в советское время весьма успешно стало применяться дифференцированное групповое обучение. При хорошей организации учебно-воспитательного процесса дифференцированное обучение позволяло в значительной мере учитывать индивидуальные особенности учащихся. Наиболее приемлемым стало дифференцированное групповое (или бригадное) обучение. Тем не менее, поиски активных методических приемов обучения и форм организации обучения продолжаются.
Как известно, в последнее время активно пропагандируются активные методы обучения, основанные на характере познавательной деятельности учащихся в отличие от более старой системы методов обучения, в основу которой были положены источники знаний (словесные, наглядные и практические).
Активные поиски новых форм организации обучения приводит к самым разнообразным предложениям. Заслуживают, прежде всего, внимания предложения сохранения классов, т.к. отменить классно-урочную систему в современной школе нереально. Поэтому урок остается основной формой организации обучения географии.
Формы организации обучения географии обусловлены, прежде всего, ее содержанием, а также средствами и методами обучения. Выделяются две группы организационных форм обучения географии: урочные и внеурочные, или внеклассные. В настоящее время в большинстве общеобразовательных школ преобладает классно-урочная система обучения. Урок является основной формой организации обучения географии. В старших классах в рамках урока применяется лекционно-семинарско-зачетная форма обучения. Учебные экскурсии, олимпиады, консультации, практикумы, экзамены, домашняя работа учащихся и общественные смотры знаний выполняют вспомогательную роль.
По особенностям взаимодействия учителя и учащихся различаются индивидуальная фронтальная и групповая формы организации учебной деятельности.