Ведущий метод и приемы обучения грамоте. Часть 3.
Важно заметить, что при анализе слов, предложенном П. С. Жедек, ученик объясняет выбор букв не одновременно с выделением звука, а только после того, как звуковой анализ им уже полностью выполнен. Этим, на наш взгляд, данный звуковой анализ, выгодно отличается от традиционного звуко-буквенного анализа, в котором при анализе звукового состава слова возможна ориентация на букву, что отрипательно сказывается на выработке умения слышать и правильно характеризовать звуки.
Для проведения звукового анализа используют различные игровые приемы, создающие мотивацию для артикуляционных действий и развития фонематического слуха.
1. Знакомя учеников с новым согласным звуком, следует придумать образ, который позволит отрабатывать его правильную артикуляцию, например: «Какой звук издает тигр, когда сердится? — [р-р-р-р-р]», «Как шумит ветер в листве деревьев? — [ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш]», «Как звенит комарик над ухом? — [з-з-з-з-з-з-з-з]» и т.д.
2. Знакомя учеников с новой буквой согласного звука, проводим игру «Мягкий —твердый»: «Пальчиками одной руки дотронемся до кончиков пальцев другой руки, пощупаем их: сверху ноготки твердые, а снизу подушечки мягкие. Теперь вместе со мной произносим звуки и дотрагиваемся либо сверху — где ноготки, либо снизу — где подушечки в зависимости от того, какой звук — твердый или мягкий я произнесу». Учитель произносит твердый звук и дотрагивается до ноготков, а дети за ним повторяют: [с-с-с-с-с] — и постукивают по ноготкам — «твердый», [с'-с'-с'-с'-с'] — «мягкий», [т-т-т-т-т] — по ноготкам — «твердый», [т'-т'-т'-т'-т'] — по подушечкам — «мягкий». Таким образом тактильные ощущения закрепляют понимание твердости — мягкости согласных звуков.
3. Знакомя детей с парностью по звонкости — глухости согласных, играем в «голосок»: произносим попеременно то глухие, то звонкие звуки и наблюдаем, что появляется и пропадает, делаем вывод — голос. Глухие можно произносить шепотом, а звонкие — только громко, без голоса звонкие превращаются в глухие звуки; продолжаем игру: учитель просит положить руку на горлышко и произнести глухие звуки [с], [с'], [к], [к'] |ш], [ч'], а потом звонкие [з], [з'] [г], [г'] [ж], [л'1, спрашивает, как ведет себя горлышко. Дети произносят попеременно за учителем то глухой — «горлышко спит», то звонкий — «горлышко просыпается и дрожит». Делаем вывод: когда глухой звук произносим — «голосок не нужен», когда звонкие — «голосок бежит, и горлышко дрожит». Закрепляем игрой «Мягкий— твердый, глухой — звонкий». Учитель произносит звуки, а дети угадывают их «характер», произнося за учителем и помогая руками: [т-т-т-т] — ноготочки? Подушечки? — Ноготочки! — твердый, рука на горлышко — спит? дрожит? — «спит» — глухой; [с'-с'-с'-с'] — «ноготочки?» — «подушечки!» — мягкий, голосок «спит? дрожит?» — «спит» — глухой и т.д.
4. Игра «Зеркальце»: произнося звуки, сравниваем их, смотрим в зеркало и обнаруживаем, как звук образуется. Например, наблюдаем произношение гласных: произносим, глядя в зеркало: преграды нет ни у одного звука, тогда почему же они звучат по-разному? Оказывается, губы и язык принимают разные положения. Наблюдаем произношение согласных, например: [с] / [з] — преграду язык ставит одинаково для обоих звуков, а почему же они разные? Проверяем ноготочки, подушечки — «одинаково твердые», проверяем «голосок спит? дрожит?». Вот где разница: [с] — «спит», значит, глухой, [з] — «дрожит», значит, звонкий.
Разнообразие приемов позволяет детям в непринужденной атмосфере освоить многие сложные умения звукового анализа и синтеза. Часто учителя самостоятельно придумывают игровые приемы, по-разному адаптируя сложный фонематический материал в соответствии со спецификой своего класса. Эта работа необходима и потому, что у первоклассников часто встречаются логопедические проблемы, которые благодаря многим из приведенных выше приемов удается преодолеть без специальной помощи.