Методические материалы, статьи

Ведущий метод и приемы обучения грамоте. Часть 3.

Важно заметить, что при анализе слов, предложенном П. С. Жедек, ученик объясняет выбор букв не одновременно с выделением звука, а только после того, как звуковой анализ им уже полностью выполнен. Этим, на наш взгляд, данный звуковой анализ, выгодно отличается от традиционного звуко-буквенного анализа, в котором при анализе звукового состава слова возможна ориентация на букву, что отрипательно сказывается на выработке умения слышать и правильно характеризовать звуки.

Для проведения звукового анализа используют различные игровые приемы, создающие мотивацию для артикуляционных действий и развития фонематического слуха.

1. Знакомя учеников с новым согласным звуком, следует придумать образ, который позволит отрабатывать его правильную артикуляцию, например: «Какой звук издает тигр, когда сердится? — [р-р-р-р-р]», «Как шумит ветер в листве деревьев? — [ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш]», «Как звенит комарик над ухом? — [з-з-з-з-з-з-з-з]» и т.д.

2. Знакомя учеников с новой буквой согласного звука, проводим игру «Мягкий —твердый»: «Пальчиками одной руки дотронемся до кончиков пальцев другой руки, пощупаем их: сверху ноготки твердые, а снизу подушечки мягкие. Теперь вместе со мной произносим звуки и дотрагиваемся либо сверху — где ноготки, либо снизу — где подушечки в зависимости от того, какой звук — твердый или мягкий я произнесу». Учитель произносит твердый звук и дотрагивается до ноготков, а дети за ним повторяют: [с-с-с-с-с] — и постукивают по ноготкам — «твердый», [с'-с'-с'-с'-с'] — «мягкий», [т-т-т-т-т] — по ноготкам — «твердый», [т'-т'-т'-т'-т'] — по подушечкам — «мягкий». Таким образом тактильные ощущения закрепляют понимание твердости — мягкости согласных звуков.

3. Знакомя детей с парностью по звонкости — глухости согласных, играем в «голосок»: произносим попеременно то глухие, то звонкие звуки и наблюдаем, что появляется и пропадает, делаем вывод — голос. Глухие можно произносить шепотом, а звонкие — только громко, без голоса звонкие превращаются в глухие звуки; продолжаем игру: учитель просит положить руку на горлышко и произнести глухие звуки [с], [с'], [к], [к'] |ш], [ч'], а потом звонкие [з], [з'] [г], [г'] [ж], [л'1, спрашивает, как ведет себя горлышко. Дети произносят попеременно за учителем то глухой — «горлышко спит», то звонкий — «горлышко просыпается и дрожит». Делаем вывод: когда глухой звук произносим — «голосок не нужен», когда звонкие — «голосок бежит, и горлышко дрожит». Закрепляем игрой «Мягкий— твердый, глухой — звонкий». Учитель произносит звуки, а дети угадывают их «характер», произнося за учителем и помогая руками: [т-т-т-т] — ноготочки? Подушечки? — Ноготочки! — твердый, рука на горлышко — спит? дрожит? — «спит» — глухой; [с'-с'-с'-с'] — «ноготочки?» — «подушечки!» — мягкий, голосок «спит? дрожит?» — «спит» — глухой и т.д.

4. Игра «Зеркальце»: произнося звуки, сравниваем их, смотрим в зеркало и обнаруживаем, как звук образуется. Например, наблюдаем произношение гласных: произносим, глядя в зеркало: преграды нет ни у одного звука, тогда почему же они звучат по-разному? Оказывается, губы и язык принимают разные положения. Наблюдаем произношение согласных, например: [с] / [з] — преграду язык ставит одинаково для обоих звуков, а почему же они разные? Проверяем ноготочки, подушечки — «одинаково твердые», проверяем «голосок спит? дрожит?». Вот где разница: [с] — «спит», значит, глухой, [з] — «дрожит», значит, звонкий.

Разнообразие приемов позволяет детям в непринужденной атмосфере освоить многие сложные умения звукового анализа и синтеза. Часто учителя самостоятельно придумывают игровые приемы, по-разному адаптируя сложный фонематический материал в соответствии со спецификой своего класса. Эта работа необходима и потому, что у первоклассников часто встречаются логопедические проблемы, которые благодаря многим из приведенных выше приемов удается преодолеть без специальной помощи.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Седельный тягач 7746A5-10 с КМУ ИМ-240 на шасси КАМАЗ 43118 - Группа компаний «МЗСА» Седельные тягачи с КМУ. Седельный тягач 7746A5-10 с КМУ ИМ-240 на шасси КАМАЗ 43118.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005