Ведущий метод и приемы обучения грамоте. Часть 4.
К новым и эффективным методам обучения грамоте относится метод складов Н. А. Зайцева. «Кубики Зайцева» — практическая реализация идей основателя русской физиологии И. М. Сеченова. Поток ощущений, проходящий через растущий организм, четко дробится на своеобразные «кванты информации» (по Н. А. Зайцеву), операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами. «Вижу, слышу, трогаю» — основные ориентиры метода. Каждый кубик воспроизводит сочетания одного согласного со всеми гласными либо верхнего, либо нижнего ряда (по «ленте звуков и букв»): например, на одной из шести сторон большого кубика можно прочитать НА — НО — НЫ — НЭ — НУ — Н, а маленького кубика — НЯ — НЁ — НИ — НЕ — НЮ — НЬ. Кубики, на которых изображены все возможные в русском языке слогосочетания, разновелики и разнозвучны. Во-первых, кубики со слогами-слияниями, имеющими твердый согласный, больше по размеру, чем кубики со слогами, имеющими мягкий согласный. Это объясняется особенностями артикуляции: при произнесении твердых звуков ротовая полость более объемна, нежели при воспроизведении мягких согласных. Дети, пропевая или проговаривая звуки, слоги, слова, учатся замечать эти факты. Во-вторых, кубики с буквами звонких согласных наполнены металлическими деталями и, когда их берешь в руку, издают легкое позвякивание, соответственно кубики с буквами глухих согласных наполнены деревянными деталями и «шуршат». Звучащие кубики Зайцева — это своеобразный «музыкальный» инструмент, с помощью которого ребенок может самостоятельно развивать словоформирующее творчество. Дети, обучающиеся по этому методу, не только успешно овладевают навыком чтения и письма, но специально вводятся в звуковую действительность языка таким образом, чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии.
Для методики Н. А. Зайцева характерен такой важный для растущего организма фактор, как ритмизация деятельности. Она появляется и в ритмическом предъявлении звуковых раздражителей со стороны учителя, и в ритмических двигательных ответах детей, и в дозируемых по определенному правилу моторно-эмоциональных аспектах, и в ритмических движениях кисти ребенка для опознания «железных», «деревянных», «золотых» кубиков (их потрясывание). Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют необходимому функциональному резонансу, облегчают восприятие, деятельность и усвоение знаний и умений. Также важными достоинствами учебных приемов Н. А. Зайцева являются формирование правильной осанки, высокий уровень общей двигательной активности, улучшение дикции, правильная фиксация взгляда и еще немало дополнительных факторов, связанных с возможностью активного раскрепощения индивидуальных способностей ребенка.
Таким образом, применение методики, предлагаемой Н. А. Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам организма маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества. На всех этапах обучения чтению у детей формируются умственные действия, правильному и полноценному формированию которых посвящены подробные методические разработки.
Кубики Зайцева появились в результате обобщения целого ряда приемов учителей-новаторов (в частности, С. Н. Лысенковой), основанных на методе синтеза и сопоставления «ленты звуков и букв».
Любые методы, используемые на уроках обучения грамоте, должны быть облечены в игровую форму для постоянного поддержания интереса к занятиям родным языком. Приведенный выше пример показывает не только его мотивационную, но и пропедевтическую ценность, так как расширяет представление детей о единицах языка и их значениях, что пригодится в последующей работе по изучению русского языка.