Выбор учебно-методического комплекта для начального этапа литературного образования. Часть 1.
Сегодня существует более десяти авторских программ по литературному чтению, отличающихся трактовкой цели, отбором содержания и методов начального литературного образования. Право выбора программы принадлежит учителю, но на него же и возлагается ответственность за сделанный выбор, так как именно учитель отвечает за результаты обучения. Сделать выбор непросто. Очевидно, что у каждой программы есть несомненные достоинства, но также очевидно, что успешно реализовать программу можно только в том случае, если исходные позиции автора и учителя совпадают, если авторы программы и учитель единомышленники. Как сориентироваться в обилии учебно-методических комплектов и найти своих единомышленников? Рассмотрим те шаги, которые помогут учителю эффективно провести анализ УМК.
Первый шаг. В первую очередь надо ориентироваться на методологические подходы авторов. Эти подходы раскрываются в пояснительной записке к программе. Первые два вопроса, на которые следует найти ответ:
- как авторы программы трактуют читательскую деятельность, какая ипостась чтения стоит для них на первом месте — содержательная или техническая, речевая или эстетическая?
- как авторы программы трактуют начальный этап образования — как пропедевтику или как начало систематического изучения литературы?
От решения этих вопросов зависит выбор приоритетов при определении цели и задач литературного образования в начальной школе. Поэтому задаем следующие вопросы:
- как формулируется цель начального литературного образования?
- насколько последовательно эта цель реализуется в формулировке частных задач?
- какие концептуальные принципы построения программы выдвигают авторы, насколько эти принципы позволяют достичь цели литературного образования?
Второй шаг. Если учитель не разделяет методологические позиции авторов программы, целесообразно обратиться к другому комплекту. Если учитель принимает поставленные задачи, разделяет авторскую концепцию, можно приступить к анализу содержания с учетом всех его компонентов, соответствующих видам социального опыта: 1) круга чтения, теоретических и операционных знаний; 2) опыта осуществления известных способов деятельности, реализуемого в умениях; 3) опыта творческой деятельности; 4) опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. Прежде всего, следует посмотреть, все ли элементы содержания образования представлены в программе, какую методическую интерпретацию этих дидактических элементов предлагают авторы. Затем целесообразно проанализировать итоговые требования к выпускнику начальной школы. Необходимо соотнести круг поставленных задач с планируемыми результатами и проследить этапы достижения этих результатов по годам обучения.
Третий шаг. На этом этапе осуществляется анализ методов и приемов изучения материала и их соответствия поставленным задачам и содержанию начального этапа образования. Речь должна идти именно об образовании, включающем в себя процессы обучения, развития и воспитания. К сожалению, самая распространенная проблема начального образования — неудачный (т.е. не соответствующий заявленным целям) выбор методов и приемов работы. В этом случае цели и задачи останутся пустой декларацией, поскольку реальный результат образования зависит прежде всего от методов и приемов освоения его содержания, и если в программе поставлены задачи развития ребенка, становления его личности средствами искусства, но преобладают репродуктивные методы обучения, а воспитание сводится к морализированию, цели достигнуты не будут.