Методические материалы, статьи

Внеурочные формы организации обучения географии.

Значение внеурочной работы определяется тем, что она способствует формированию таких важных качеств личности, как активность, инициативность, творчество и способность к саморазвитию. Вся внеурочная работа направлена на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие познавательного интереса и исследовательской работы по изучению родного края. Особенности внеурочной работы состоят в том, что она проводится большей частью непосредственно на местности вблизи школы, на пришкольном участке, географической площадке, экологической тропе или на предприятиях своего края.

Наиболее широкое применение получили следующие формы внеурочной организации обучения географии: наблюдения, практические работы на местности и экскурсии.

Наблюдения выполняются учащимися, начиная с VI класса, при изучении начального курса географии.

Практические работы на местности являются необходимой составной частью всей учебно-воспитательной работы при обучении географии. При проведении практических работ на местности происходит не только закрепление и углубление теоретических знаний, но также формирование важнейших географических умений по ориентированию на местности, измерению расстояний, съемка простейшего плана местности, движение по заданному азимуту и др.

В ряде школ проводятся работы на местности по оборудованию экологической тропы в лесопарке или лесном массиве. При выборе тропы необходимо учитывать доступность места для учащихся. Природа по маршруту экологической тропы должна отражать разнообразие ландшафтов родного края. Подготовка экологической тропы должна завершаться подробным описанием маршрута или путеводителем, выполняемым отдельными группами учащихся.

Экскурсии — необходимая форма организации обучения географии. Экскурсии предусматриваются программами по физической и экономической географии. При проведении экскурсий реализуется краеведческий принцип обучения; изучаются важные вопросы экологического и экономического образования и воспитания. Во время экскурсий учащиеся знакомятся с методами исследования географической науки.

В программах по географии традиционно предусматривались в VI классе осенняя экскурсия по изучению форм рельефа и ближайшего водоема и весенняя экскурсия по изучению природного комплекса своей местности. В VII классе предусматривалась также весенняя экскурсия по изучению местного природного комплекса. Во время этих экскурсий решались задачи углубления и закрепления теоретических знаний, полученных в классе, а также формировались умения проводить наблюдения в природе.

Экскурсии на промышленные предприятия своего края важны не только в познавательном отношении, но также имеют важное профориентационное значение. Знакомство с местными предприятиями позволяет учащимся осмыслить имеющиеся профессии в родном крае и по-своему оценить свои возможности в выборе будущей профессии. Подробная методика организации и проведения экскурсий, обработка результатов и их использование в учебном процессе хорошо освещены во многих специальных работах. Методики проведения экскурсий и практических работ на местности периодически публикуются в журнале «География в школе». Задания и методики проведения экскурсий и практических работ помещены в приложении к новым учебникам по географии. Так, в учебнике Д. П. Финарова для VI класса (ACT, М.: 2002) приведены задания и методики выполнения 8 практических работ на местности.

В последнее десятилетие в России активно разрабатывалась система дополнительного краеведческого образования. Большая работа по созданию программ комплексного краеведения выполнена В. И. Аксельродом (1998). В этих программах по изучению Санкт-Петербурга объединены знания по географии, истории, экологии, археологии, топонимике, этнографии и искусствознанию.

В образовательных маршрутах содержатся формы краеведческой работы, виды краеведческой деятельности и виды краеведческих объединений учащихся.

Каждый из образовательных маршрутов рассчитан на несколько лет. Учащиеся самостоятельно выбирают образовательные маршруты, что способствует активности их работы. Экспериментальная проверка показала высокую эффективность краеведческой работы, которая выразилась не только в широком вовлечении детей, но и качестве знаний ими своего города.

Д. Финаров

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005