Внеурочная работа в системе обучения биологии. Часть 2.
По общей биологии в кабинете биологии и уголке живой природы возможно выполнение работ с использованием цитологических, ботанических, зоологических, генетических и экологических объектов. С помощью микроскопа учащиеся могут выяснять особенности клеток на разных стадиях митоза и мейоза. Для конкретизации представлений о наследовании признаков ставят опыты по скрещиванию мухи дрозофилы и аквариумных рыб гуппи. Приспособленность организмов к среде обитания успешно выясняется на разных примерах комнатных растений. Особый познавательный интерес представляет изучение аквариума как примера экосистемы. С его помощью выясняются трофические отношения, строятся экологические пирамиды и создаются модели биоценозов и экосистем.
Внеурочные работа в природной и социоприродной средах могут выполняться в разное время года, но большая часть из них все-таки реализуется весной и летом. Это так называемые летние задания.
По разделу «Бактерии. Грибы. Растения» учащимся важно собрать материал о морфологических, анатомических и экологических особенностях организмов грибов и растений и их основных органов. Особое значение имеет выполнение заданий по выяснению видового разнообразия растений своей местности. Для этого учащиеся оформляют гербарий, фотомонтажи, слайд-шопы и видеофильмы по определенным систематическим группам школьной программы. При выполнении задания они обнаруживают причины сокращения численности особей красивоцветущих и лекарственных растений и убеждаются в необходимости пропаганды идеи сохранения всех видов для полноценного функционирования живой природы. После представления материалов в кабинет биологии учитель использует их при обучении новых поколений учащихся. Это дает возможность стимулировать познавательный интерес к изучению растений. Особый обучающий смысл имеют задания по использованию компонентов биоценозов природных и социоприродных экосистем — смешанного леса, любого луга, близлежащего водоема, пшеничного поля, городского парка. Важно, чтобы с помощью заданий учащиеся могли выяснить видовое разнообразие систем, зависимость длительного их функционирования от количества видов, ярусное расположение растений как приспособленность к совместному обитанию. Будет полезным составление учащимися схемы любого растительного сообщества с использованием собственных рисунков и (или) фотографий.
По разделу «Животные» необходимо предложить задания по изучению морфологических, экологических (трофических, поведенческих, половых, фабрических) и физиологических (размножения, роста, развития) особенностей представителей различных типов и классов животных, обитающих в своей местности. В качестве конкретных объектов можно выбрать моллюсков, жужелиц, озерную и прудовую лягушек, синантропных птиц, млекопитающих, разводимых человеком. Для лучшего выполнения задания учащимся важно выразить логику их действий и ожидаемые результаты.
Для реализации экологической и природоохранительной направленности раздела большое значение имеют задания по выяснению многообразия видов животных, определению его роли в поддержании устойчивости сообществ животных и биоценозов в целом. Такие задания предлагается выполнять на территории леса, лесопарка, луга, а также акватории пруда и реки. Особый интерес вызывают у учащихся задания по выяснению последствий влияния антропогенных факторов на численность и население некоторых видов насекомых, земноводных и птиц. Они с увлечением могут определять причинно-следственные события, возникающие у обозначенных групп животных при влиянии на них факторов истребления, беспокойства, разрушения и загрязнения среды жизни. Учащиеся могут выполнить и задания по сбору природных объектов, отражающих следы жизнедеятельности животных — оставленные гнезда, погрызы, погадки и др. Этим они пополняют демонстрационный материал кабинета биологии.