Методические материалы, статьи

Внеурочная работа в системе обучения биологии. Часть 2.

По общей биологии в кабинете биологии и уголке живой природы возможно выполнение работ с использованием цитологических, ботанических, зоологических, генетических и экологических объектов. С помощью микроскопа учащиеся могут выяснять особенности клеток на разных стадиях митоза и мейоза. Для конкретизации представлений о наследовании признаков ставят опыты по скрещиванию мухи дрозофилы и аквариумных рыб гуппи. Приспособленность организмов к среде обитания успешно выясняется на разных примерах комнатных растений. Особый познавательный интерес представляет изучение аквариума как примера экосистемы. С его помощью выясняются трофические отношения, строятся экологические пирамиды и создаются модели биоценозов и экосистем.

Внеурочные работа в природной и социоприродной средах могут выполняться в разное время года, но большая часть из них все-таки реализуется весной и летом. Это так называемые летние задания.

По разделу «Бактерии. Грибы. Растения» учащимся важно собрать материал о морфологических, анатомических и экологических особенностях организмов грибов и растений и их основных органов. Особое значение имеет выполнение заданий по выяснению видового разнообразия растений своей местности. Для этого учащиеся оформляют гербарий, фотомонтажи, слайд-шопы и видеофильмы по определенным систематическим группам школьной программы. При выполнении задания они обнаруживают причины сокращения численности особей красивоцветущих и лекарственных растений и убеждаются в необходимости пропаганды идеи сохранения всех видов для полноценного функционирования живой природы. После представления материалов в кабинет биологии учитель использует их при обучении новых поколений учащихся. Это дает возможность стимулировать познавательный интерес к изучению растений. Особый обучающий смысл имеют задания по использованию компонентов биоценозов природных и социоприродных экосистем — смешанного леса, любого луга, близлежащего водоема, пшеничного поля, городского парка. Важно, чтобы с помощью заданий учащиеся могли выяснить видовое разнообразие систем, зависимость длительного их функционирования от количества видов, ярусное расположение растений как приспособленность к совместному обитанию. Будет полезным составление учащимися схемы любого растительного сообщества с использованием собственных рисунков и (или) фотографий.

По разделу «Животные» необходимо предложить задания по изучению морфологических, экологических (трофических, поведенческих, половых, фабрических) и физиологических (размножения, роста, развития) особенностей представителей различных типов и классов животных, обитающих в своей местности. В качестве конкретных объектов можно выбрать моллюсков, жужелиц, озерную и прудовую лягушек, синантропных птиц, млекопитающих, разводимых человеком. Для лучшего выполнения задания учащимся важно выразить логику их действий и ожидаемые результаты.

Для реализации экологической и природоохранительной направленности раздела большое значение имеют задания по выяснению многообразия видов животных, определению его роли в поддержании устойчивости сообществ животных и биоценозов в целом. Такие задания предлагается выполнять на территории леса, лесопарка, луга, а также акватории пруда и реки. Особый интерес вызывают у учащихся задания по выяснению последствий влияния антропогенных факторов на численность и население некоторых видов насекомых, земноводных и птиц. Они с увлечением могут определять причинно-следственные события, возникающие у обозначенных групп животных при влиянии на них факторов истребления, беспокойства, разрушения и загрязнения среды жизни. Учащиеся могут выполнить и задания по сбору природных объектов, отражающих следы жизнедеятельности животных — оставленные гнезда, погрызы, погадки и др. Этим они пополняют демонстрационный материал кабинета биологии.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005