Методические материалы, статьи

Все начинается с детства

Как же я не догадалась взять с собой моего маленького приятеля, соседского мальчика Антошу, на 4-ю международную выставку «Мир детства», организованную ЗАО «Экспоцентр» и Фондом экологии и детства. Вот было бы радости и удивления! Впрочем, ему все же довелось испытать и то, и другое, как только он открыл книжку, которую я приобрела ему в подарок на этой выставке. Еще бы! Он увидел в ней свои имя и фамилию, адрес, имена родственников и друзей. Не кто иной, как он сам, Антон Белов, был героем захватывающих приключений и благополучно выходил из сложных ситуаций, проявляя чувство ответственности. Надо ли говорить, что эту книжку он не раз перечитывал, показывал всем знакомым девчонкам и мальчишкам, и те, конечно же, тоже мечтали стать героями таких же книжек.

А теперь открою вам секрет изготовления книжки «про меня», которое проходило у меня на глазах и заняло не более пяти минут. Наборщик (назовем его так) вставил в лазерный принтер уже иллюстрированные страницы будущей книги и стал вводить в заранее набранный на персональном компьютере текст все, что я рассказала ему об Антоше. После чего разрезал страницы с помощью гильотины, сложил их по порядку, скрепил стиплером и приклеил обложку. Все — книга готова!

Эта более чем несложная технология изготовления персонализированных книг, разработанная американской компанией «Альба Грека Энтерпрайзис Лтд», уже сегодня позволяет выпускать их в сорока одной стране мира на пятнадцати языках. Что же касается России, то пока, к сожалению, книги «про меня» можно приобрести только в Москве.

Но мир детства — это, конечно, не только книги. На пяти тысячах квадратных метров более двухсот фирм и организаций из двадцати одной страны трех континентов представили несчетное количество товаров — от соски до компьютера, а также всевозможных услуг, и все для того, чтобы тридцати семи миллионам российских детей и подростков жилось хорошо.

Правда, «громадье» товаров не заслонило собой до сих пор не разрешенных детских проблем.

Дети, как известно, создания чрезвычайно уязвимые. Опасности их подстерегают на каждом шагу: можно, не ожидая беды, поползать по ядовитому ковру или поиграть с вызывающим аллергию резиновым крокодильчиком, а то просто писать некачественной ручкой и заболеть, нанюхавшись ядовитой пасты. Хочется надеяться, что на бизнес-семинаре, проходившем в рамках выставки, специалисты по гигиене детей и подростков, представители Таможенного комитета России, Центра сертификации товаров детского ассортимента и множества других причастных к этой проблеме организаций нашли-таки решение проблемы, как уберечь ребятишек от этих напастей. Во всяком случае, хочу предупредить родителей: будьте бдительны и, покупая своему малышу игрушку или одежду, не забывайте о своем праве потребовать не только сертификат соответствия товара, но и гигиенический сертификат.

Само собой разумеется, что наше общее экологическое неблагополучие не может не сказаться на детях. И если сегодня в школу приходит десять процентов больных детей, к окончанию учебы эта цифра возрастает уже до восьмидесяти. В такой ситуации немаловажно, чтобы каждый ребенок носил одежду только из натуральных тканей и хотя бы окружающие его игрушки и вещи были экологически безопасными. Но на детском рынке товаров и услуг свои сложности и до сих пор нерешенные вопросы: как выбрать стандарт, по которому оценивается продукция? Любая ли организация, занимающаяся детьми, может рассчитывать на льготное налогообложение? Вот тут и кончается история отдельно взятого Пети Иванова и начинается самая что ни на есть государственная политика. Поэтому я не удивилась, что выставку предваряла международная конференция именно с таким названием — «Государственная социальная политика — детям», где представители власти, с одной стороны, и производители детской продукции — с другой, обсуждали огромный перечень проблем — от плохих обедов в школьной столовой до устрашающего сокращения численности детей в России.

Как вы сами понимаете, такие коммерческие выставки организуют не для детей непосредственно, а для профессионалов, заинтересованных в подписании контрактов и заключении сделок. Но с другой стороны, какой же это «Мир детства» без детей! И хотя от них и шума больше, и проблем с ними не оберешься, устроители все же решили открыть для ребят двери выставки. И вот тут оказалось, что еще неизвестно, кого больше приводили в восторг представленные экспонаты — то ли детей, ощущающих себя на седьмом небе от счастья, как только им в руки попадала кукла, с которой можно вместе загорать, или один из трансформеров — скажем, мяч, способный превратиться в замок с целым лабиринтом ходов, то ли взрослых, позабывших о грузе собственных лет и с увлечением «оттягивающихся» среди атрибутов экологически чистого детства. Видно, в свободное время взрослым хочется побыть маленькими, а детям большими. Кстати, некоторые из детских безделушек настолько точно воспроизводили взрослый быт, что доходило до курьезов. Находчивые домохозяйки принимали игрушечные пылесосы за настоящие, соблазнившись «кукольными» ценами.

Кружиться в лабиринте красочных стендов можно было бесконечно. Мир детства настолько многообразен, что один перечень детских товаров занял бы, наверное, не одну страницу. Тут и одежда, обувь, книги, учебные пособия, инструменты и материалы для творчества и труда, мебель для дома и школ, новогодние подарки, оборудование для игровых комнат и спортивных залов, площадок и парков, детское питание, медицинское оборудование, средства по уходу за новорожденными, средства детской гигиены и косметика, одежда и аксессуары для беременных и кормящих женщин… Не говоря уже об океане игрушек, большинство из которых, к сожалению, иностранного производства. Российские игрушки, как правило, конкуренции не выдерживают. А жаль, так надоело видеть на прилавках магазинов геров заграничных мультиков, что, узрев на одном из стендов наши отечественные образцы, я тут же разговорилась с тем, кто их представлял. Мне повезло: им оказался сам автор — Виктор Кайе, выпускник МВТУ имени Баумана, имеющий уже тридцать три авторских свидетельства на изобретение игрушек. А всего в его «коллекции» их около тысячи — развивающих, реабилитирующих, обучающих, развлекающих, коллективных, спортивных, соревновательных… Словом, целые многослойные системы игр, способные формировать мировоззрение будущего человека. И никаких экзотических материалов для этого не требуется. Используя законы физики и прочих наук, этот человек способен выжать из кусочка дерева, металла или обрывка бумаги все, что он может методически дать, и процесс этот, по его мнению, бесконечен.

Не могу не упомянуть еще об одной детской проблеме, которой на выставке был посвящен специальный симпозиум врачей. Это положение детей-инвалидов. Даже на общем неблагополучном фоне оно выглядит прямо-таки драматично. Государство, не способное выделить хотя бы минимум необходимых средств, общество, размазавшее нравственные ценности, люди, сосредоточенные на собственном выживании, наконец медицина и педагогика, не готовые предложить адекватные методы реабилитации, — все мы фактически бросаем детей-инвалидов и их родителей на произвол судьбы.

К счастью, некоторый прорыв в этом направлении, как мне показалось на симпозиуме, уже наметился. Я имею в виду уникальную методику использования резервных возможностей мозга, предложенную президентом Международной академии развития человека Вячеславом Михайловичем Бронниковым. Мало кто знает, что наши глаза, по существу, ничего не видят — они лишь принимают и передают световые сигналы ограниченного диапазона электромагнитных волн, в результате чего мозг моделирует изображение. Причем одни зрительные клетки мозга создают его за счет видимого света, а другие, наоборот, при закрытых глазах, вызывая наши сновидения. В этом случае сам мозг излучает определенный сигнал и принимает его отражение. Именно этот способ виртуального, «внутреннего» зрения уже дал возможность пяти тысячам абсолютно слепых от рождения детей научиться видеть, читать, рисовать. Для этого достаточно пройти курс специальной «физкультуры для мозга», чтобы сформировать новые и укрепить старые прямые и обратные биологические связи, улучшить память, развить внимание.

И это еще не все. Пользуясь методикой Бронникова, больные детским церебральным параличом учатся ходить и писать, диабетики освобождаются от инсулиновой зависимости. А ускоренное изучение нескольких иностранных языков одновременно, а спортивные достижения без ежедневных тренировок? Ну не фантастика ли! Но что, по-видимому, окончательно убедило участников конференции в подлинности этой научной сенсации, так это тесты на сверхспособности человеческого мозга, когда двое подростов с непроницаемыми повязками на глазах, свободно ориентируясь в пространстве зрительного зала, не только читали любые передаваемые им случайные тексты, но и запоминали, а затем безошибочно воспроизводили огромный объем числовой информации. И, заметьте, это не какие-то вундеркинды, а самые обычные дети, прошедшие курс обучения по новой методике.

На другой конференции под названием «Лечебная сила искусства» никаких сенсаций не прозвучало, но это восполнялось, может быть, и не столь эффектными, но вполне действенными методами воспитания и оздоровления. Взять хотя бы древнее японское искусство оригами, насчитывающее пятнадцать столетий. Когда в одной московской школе ввели занятия этой бумажной пластикой без ножниц и клея, то, казалось бы, «конченные» дети, обворовывающие родителей и пьющие водку чуть ли не на уроках, начали читать книги, заинтересовавшись черчением, математикой, аэродинамикой. Оказывается, без этих знаний они не могли собрать предложенные им пятьдесят типов самолетов.

Бумага — лучший материал и для работы художников с больными детьми в клиниках. Оригами помогает диагностировать психологическое состояние больного ребенка и, своевременно корректируя его, способствовать исцелению. Сегодня это уже маленькая частица нового педагогического направления, так называемой креативной педагогики. Кстати, в Москве уже три года существует международное общество «Метаморфоза», объединяющее арттерапевтов и артпедагогов.

Наконец, еще об одном художественном проекте под названием «Берегите детей и зверей!», который осуществлялся у всех на глазах на протяжении всех пяти выставочных дней. К сожалению, в нашем быту и с нашего молчаливого согласия уже прочно укоренилось немало предметов с военной символикой. Взять хотя бы сумки, кепки, куртки из камуфляжной ткани. Кто знает, может быть, именно наше невнимание к подобным вещам отчасти и приводит к тому, что дети как ни в чем не бывало играют в «войнушку», подростки воспринимают мир насилия на телевизионном экране как естественный, а мы становимся резче и раздражительнее? Творческие люди чувствуют подобные изменения гораздо острее. Наверное, поэтому московская театральная художница Мария Дрезнина решила именно силами детей превратить военный камуфляж в нечто умиротворяющее. «Когда ребенок прикоснется к нему кисточкой, — утверждала художница, — вместо ощущения горечи и тревоги этот кусок ткани будет вызывать только положительные эмоции, и в душе ребенка воцарятся спокойствие и мир».

И действительно, эта «конверсия» вызвала настоящий ажиотаж. Дети увлеченно переводили на ткань через трафареты силуэты порхающих бабочек, райских птиц, осыпающих все вокруг брызгами рыб и блуждающих неведомыми тропами диковинных зверей.

Специальные артпсихологи проводили тестирование всех участников до и после акции; эти видео- и аудиозаписи станут предметом исследования для педагогов и психологов. А в день закрытия выставки целый «интернационал» из детей разных возрастов и национальностей, ставших единым целым в процессе сотворения сказочно красочного мира, собрал из отдельных кусков огромное панно «Древо жизни».

А мне вспомнились слова Толстого о том, что в детстве мы очень много знаем и впоследствии, став взрослыми, удивляемся этому. Может быть, «грохот цивилизации» заглушает эти наши про-знания? А ведь их, как и детские впечатления, необходимо сохранить, чтобы создать на их основе свое собственное древо жизни. Ведь все начинается с детства.

Наталия Федотова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Готовые голограммыСмотрите скачать популярные сборки кс 1.6 https://www.cs16.boostic.ru/
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
участки подмосковье Заезд на территорию поселка осуществляется по новой дороге, сформированной сразу за территорией строительного магазина. Наносфера © 1997 – 2011. На этой странице вы можете найти информацию по темам: .

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005