Методические материалы, статьи

Вузовская лекция как основной источник информации в высшей школе. Часть 2.

Квалификация лектора в высшей школе определяется тем, как он владеет теоретическим материалом своей дисциплины, как готовится к лекции, как планирует лекционное занятие и как пользуется во время лекции своими записями.

Одно дело, если он зачитывает и диктует вопросы плана и объемные цитаты, другое — если периодически заглядывает в свой конспект-шпаргалку.

В последнем случае правомерен недоуменный вопрос студентов: «Почему ему (ей) можно пользоваться шпаргалкой, а нам нельзя?»

Многое зависит от умения выделить основные положения в сообщаемой информации и соответственно создавать условия для рационального конспектирования материала лекций студентами, когда нужно записывать не все подряд, а только самое существенное.

Иногда особо значимую информацию необходимо повторно воспроизводить в связи с другими учебными ситуациями. Например, после того, как дается общее понятие о фонеме, оно в ходе лекции повторяется в связи с такими терминами, как «сильная» и «слабая фонема», «варианты фонемы» и пр. В этих случаях реализуется принцип «повторять не повторяясь.

Несомненно, важна для преподавателя-лектора и логика изложения материала: последовательность суждений, связь между отдельными частями лекции, между отдельными суждениями, между общим и частным, между известными студентам сведениями и новой информацией.

Особенно «в умении убеждать» значима доказательность тех положений, умозаключений, которые преподаватель считает правильными или, по крайней мере, предпочтительными.

Готовясь к лекции, преподаватель должен хорошо знать и помнить, что студентам известно по этой теме из школьного курса русского языка. Тогда он может даже без предварительных заданий во время лекции обращаться с вопросами к студентам.

Вообще обратная связь, прерывающая лекционный монолог преподавателя вопросами к студентам и их реакциями на эти вопросы, не только допустима, но и полезна как средство активизации мыслительно-речевой деятельности студентов. Если же лекция читается на малочисленных курсах, которые не делятся на группы, вполне возможно сделать занятие комплексным, где отдельные информативные фрагменты сопровождаются вопросами и заданиями студентам. В содержательно-структурном плане такие занятия уподобляются школьным урокам.

У каждого вузовского лектора своя индивидуальная манера ораторского стиля. Одни читают лекцию в спокойном, размеренном стиле, другие — более живо, экспансивно. Одни предпочитают общаться со студентами стоя, другие сидя и т. д. Сидя обычно удобнее общаться с немногочисленными группами слушателей, стоя — с большой, общекурсовой аудиторией.

Во время своей непрерывной речи вряд ли имеет смысл двигаться по аудитории, необходимость следить за движущимся источником звуковой информации рассеивает внимание слушателей.

Форсированная, чрезмерно громкая речь преподавателя, особенно в небольшом помещении, утомляет слушателей, ослабляя их возможности понимать сказанное собеседником.

Типология, содержание и технология лекционных занятий. На вопрос: «Допустимо ли при известных условиях интегрировать лекционные и практические занятия?» — можно в принципе ответить положительно. Но все-таки лекции чаще сохраняют традиционную «классическую» форму, когда студенты воспринимают и фиксируют в своих записях сообщаемую преподавателем информацию. Такая (правда, относительная) однородность лекционных занятий в значительной мере оправданна, о чем уже упоминалось.

Условно лекционные занятия по курсам лингвистического цикла, и прежде всего современного русского языка, можно разделить на установочные (или вводные), частнотематические, обзорные и итоговые.

М. Успенский



См. также:

Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
В нашей фирме очистные сооружения на предприятиях на выгодных условиях.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
авторазбор москва В вашем браузере отключена поддержка Javascript. Для комфортного взаимодействия с сайтом включите поддержку Javascript. Включить.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005