Методические материалы, статьи

Вузовская лекция как основной источник информации в высшей школе. Часть 2.

Квалификация лектора в высшей школе определяется тем, как он владеет теоретическим материалом своей дисциплины, как готовится к лекции, как планирует лекционное занятие и как пользуется во время лекции своими записями.

Одно дело, если он зачитывает и диктует вопросы плана и объемные цитаты, другое — если периодически заглядывает в свой конспект-шпаргалку.

В последнем случае правомерен недоуменный вопрос студентов: «Почему ему (ей) можно пользоваться шпаргалкой, а нам нельзя?»

Многое зависит от умения выделить основные положения в сообщаемой информации и соответственно создавать условия для рационального конспектирования материала лекций студентами, когда нужно записывать не все подряд, а только самое существенное.

Иногда особо значимую информацию необходимо повторно воспроизводить в связи с другими учебными ситуациями. Например, после того, как дается общее понятие о фонеме, оно в ходе лекции повторяется в связи с такими терминами, как «сильная» и «слабая фонема», «варианты фонемы» и пр. В этих случаях реализуется принцип «повторять не повторяясь.

Несомненно, важна для преподавателя-лектора и логика изложения материала: последовательность суждений, связь между отдельными частями лекции, между отдельными суждениями, между общим и частным, между известными студентам сведениями и новой информацией.

Особенно «в умении убеждать» значима доказательность тех положений, умозаключений, которые преподаватель считает правильными или, по крайней мере, предпочтительными.

Готовясь к лекции, преподаватель должен хорошо знать и помнить, что студентам известно по этой теме из школьного курса русского языка. Тогда он может даже без предварительных заданий во время лекции обращаться с вопросами к студентам.

Вообще обратная связь, прерывающая лекционный монолог преподавателя вопросами к студентам и их реакциями на эти вопросы, не только допустима, но и полезна как средство активизации мыслительно-речевой деятельности студентов. Если же лекция читается на малочисленных курсах, которые не делятся на группы, вполне возможно сделать занятие комплексным, где отдельные информативные фрагменты сопровождаются вопросами и заданиями студентам. В содержательно-структурном плане такие занятия уподобляются школьным урокам.

У каждого вузовского лектора своя индивидуальная манера ораторского стиля. Одни читают лекцию в спокойном, размеренном стиле, другие — более живо, экспансивно. Одни предпочитают общаться со студентами стоя, другие сидя и т. д. Сидя обычно удобнее общаться с немногочисленными группами слушателей, стоя — с большой, общекурсовой аудиторией.

Во время своей непрерывной речи вряд ли имеет смысл двигаться по аудитории, необходимость следить за движущимся источником звуковой информации рассеивает внимание слушателей.

Форсированная, чрезмерно громкая речь преподавателя, особенно в небольшом помещении, утомляет слушателей, ослабляя их возможности понимать сказанное собеседником.

Типология, содержание и технология лекционных занятий. На вопрос: «Допустимо ли при известных условиях интегрировать лекционные и практические занятия?» — можно в принципе ответить положительно. Но все-таки лекции чаще сохраняют традиционную «классическую» форму, когда студенты воспринимают и фиксируют в своих записях сообщаемую преподавателем информацию. Такая (правда, относительная) однородность лекционных занятий в значительной мере оправданна, о чем уже упоминалось.

Условно лекционные занятия по курсам лингвистического цикла, и прежде всего современного русского языка, можно разделить на установочные (или вводные), частнотематические, обзорные и итоговые.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005