Вузовская лекция как основной источник информации в высшей школе. Часть 3.
Установочные (вводные) лекции обычно проводятся по широким темам, когда прежде всего определяются основополагающие понятия по широкой теме или целому уровню языка (фонетике, лексике, морфологии, орфографии и пр.).
Например, установочные лекции по фонетике, фонологии и графике могут быть по таким темам:
- Специфика фонетики русского языка и различные аспекты ее изучения.
- Связь фонетики с другими дисциплинами и другими разделами курса современного русского языка.
- Основные фонетические средства языка.
По морфологии частей речи и в перспективе по синтаксису наиболее вероятны темы:
- Грамматика как раздел науки о языке. Морфология и синтаксис как составные части грамматики. Связь морфологии и синтаксиса.
- Основополагающие грамматические понятия: грамматическая категория, грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая парадигма.
- Части речи как грамматические разряды слов. Классификация частей речи в лингвистической традиции.
Примерно такую же тематику установочных лекций можно назвать и по другим аспектам русского языка. При этом надо учитывать, что характер установочных (вводных) могут иметь несколько лекций по тематическому циклу.
Так, в программе Н. В. Черемисиной-Ениколоповой по лексикологии, фразеологии и лексикографии планируется целый раздел — «Введение в курс».
Здесь определяются понятия о лексикологии, фразеологии и лексикографии, характеристика лексикологии как науки о языке, современное состояние фразеологии как науки, связь лексикологии со смежными лингвистическими науками, понятие о слове как основной единице языка и т. д.
Аналогичный вводный курс, рассчитанный натри лекции (6 ч) по этим же разделам, предполагается и в программе Ю. П. Солодуба.
Частно тематические лекции проводятся по более узким темам, когда необходимо конкретизировать, расширять, уточнять, детализировать ту обобщающую информацию, которую студенты получают на установочных лекциях.
Нужно оговориться, что в ряде случаев трудно провести четкую грань между установочными и частнотематическими лекциями.
Если первые лекции по целому аспекту языка, как правило, являются установочными, то по широким темам внутри этого аспекта (раздела) они будут установочными по отношению к данной теме и частнотематическими по отношению ко всему разделу.
Так, одна или несколько установочных лекций по курсу синтаксиса русского языка включает такие вопросы, как предмет синтаксиса, связи синтаксиса с другими аспектами русского языка (или разделами учебной дисциплины), систему синтаксических единиц, различные типы синтаксических отношений и т. д.
В то же время первые лекции по широким темам курса синтаксиса («Словосочетание», «Предложение», «Простое предложение» и др.) правомерно считать установочными в одном отношении (по данной теме) и частнотематическими — в другом (по отношению ко всему курсу).
В какой мере технология проведения лекционных занятий зависит от такого деления?
На установочных лекциях, как правило, в большей мере преобладает формирование лингвистической компетенции. Студентам дается обобщающая информация о наиболее широких и значимых для данного раздела лингвистических понятиях, а также об отношении к ним языковедов различных направлений и школ.
В этих условиях монологическая однородность лекций (преподаватель информирует, а студенты воспринимают информацию) нарушается редко, поскольку у преподавателя сравнительно мало возможностей опереться на предшествующие знания своих слушателей. Наиболее уместный вопрос к аудитории в этих случаях: «Что об этом вам известно из школьного курса русского языка?»
На частнотематических лекциях обычно больше возможностей и оснований прерывать монолог преподавателя проблемными вопросами и заданиями.
См. также: