Методические материалы, статьи

Вузовская лекция как основной источник информации в высшей школе. Часть 3.

Установочные (вводные) лекции обычно проводятся по широким темам, когда прежде всего определяются основополагающие понятия по широкой теме или целому уровню языка (фонетике, лексике, морфологии, орфографии и пр.).

Например, установочные лекции по фонетике, фонологии и графике могут быть по таким темам:

  • Специфика фонетики русского языка и различные аспекты ее изучения.
  • Связь фонетики с другими дисциплинами и другими разделами курса современного русского языка.
  • Основные фонетические средства языка.

По морфологии частей речи и в перспективе по синтаксису наиболее вероятны темы:

  • Грамматика как раздел науки о языке. Морфология и синтаксис как составные части грамматики. Связь морфологии и синтаксиса.
  • Основополагающие грамматические понятия: грамматическая категория, грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая парадигма.
  • Части речи как грамматические разряды слов. Классификация частей речи в лингвистической традиции.

Примерно такую же тематику установочных лекций можно назвать и по другим аспектам русского языка. При этом надо учитывать, что характер установочных (вводных) могут иметь несколько лекций по тематическому циклу.

Так, в программе Н. В. Черемисиной-Ениколоповой по лексикологии, фразеологии и лексикографии планируется целый раздел — «Введение в курс».

Здесь определяются понятия о лексикологии, фразеологии и лексикографии, характеристика лексикологии как науки о языке, современное состояние фразеологии как науки, связь лексикологии со смежными лингвистическими науками, понятие о слове как основной единице языка и т. д.

Аналогичный вводный курс, рассчитанный натри лекции (6 ч) по этим же разделам, предполагается и в программе Ю. П. Солодуба.

Частно тематические лекции проводятся по более узким темам, когда необходимо конкретизировать, расширять, уточнять, детализировать ту обобщающую информацию, которую студенты получают на установочных лекциях.

Нужно оговориться, что в ряде случаев трудно провести четкую грань между установочными и частнотематическими лекциями.

Если первые лекции по целому аспекту языка, как правило, являются установочными, то по широким темам внутри этого аспекта (раздела) они будут установочными по отношению к данной теме и частнотематическими по отношению ко всему разделу.

Так, одна или несколько установочных лекций по курсу синтаксиса русского языка включает такие вопросы, как предмет синтаксиса, связи синтаксиса с другими аспектами русского языка (или разделами учебной дисциплины), систему синтаксических единиц, различные типы синтаксических отношений и т. д.

В то же время первые лекции по широким темам курса синтаксиса («Словосочетание», «Предложение», «Простое предложение» и др.) правомерно считать установочными в одном отношении (по данной теме) и частнотематическими — в другом (по отношению ко всему курсу).

В какой мере технология проведения лекционных занятий зависит от такого деления?

На установочных лекциях, как правило, в большей мере преобладает формирование лингвистической компетенции. Студентам дается обобщающая информация о наиболее широких и значимых для данного раздела лингвистических понятиях, а также об отношении к ним языковедов различных направлений и школ.

В этих условиях монологическая однородность лекций (преподаватель информирует, а студенты воспринимают информацию) нарушается редко, поскольку у преподавателя сравнительно мало возможностей опереться на предшествующие знания своих слушателей. Наиболее уместный вопрос к аудитории в этих случаях: «Что об этом вам известно из школьного курса русского языка?»

На частнотематических лекциях обычно больше возможностей и оснований прерывать монолог преподавателя проблемными вопросами и заданиями.

М. Успенский



См. также:

Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Только для вас шкив 300 на выгоднейших условиях.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Доставка цветов в Красноярске Мы составим любой букет в соответствии с вашими пожеланиями и доставим его точно в срок и по адресу. Доставка осуществляется в любое, удобное для вас время по городу Красноярску. Романтические, свадебные, деловые.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005