Методические материалы, статьи

Вузовская лекция как основной источник информации в высшей школе. Часть 5.

Специфично для вузовского курса русского языка по сравнению со школьным внимание к различным взглядам лингвистов на те или иные системные и нормативные явления языка.

В средней школе, к примеру, относить аффикс -ть к окончаниям или суффиксам достаточно так, как это трактуется в школьных учебниках, которыми пользуются учащиеся. На вузовских лекциях необходимо объяснить и обосновать ту и другую точку зрения. Если явно преобладают аргументы в пользу одной из них, преподаватель должен уметь убедить в этом студентов.

Также убедительно можно обосновать квалификацию причастия и деепричастия как отдельных грамматических разрядов (частей речи), поскольку их семантические, словообразовательные и грамматические признаки в ряде случаев своеобразны, в отличие от соответствующих признаков глаголов и прилагательных.

Несколько иначе преподаватель-русист относится к интерпретации явлений русского языка у представителей разных лингвистических школ и направлений.

Принципиальное неприятие такого направления может быть только в том случае, если оно противоречит давней, устоявшейся традиции в отечественной лингвистике.

Если речь идет о признанных подавляющим большинством ученых-русистов, хотя и разных направлениях, то отношение к ним должно быть достаточно корректным.

Конечно, преподаватель-фонетист, например, может быть сторонником фонологических воззрений представителей московской или ленинградской фонетической школы и информировать о своем предпочтении студентов. Но он обязан непредвзято изложить взгляды тех и других. И ему нужно воздержаться от таких негативных оценок другого направления, как «неправильно», «неприемлемо», «непродуманно» и под.

В еще большей мере оправдано «нейтральное» отношение к разному пониманию содержания и объема лингвистических понятий. В таких случаях характеризуется каждая из таких интерпретаций с соответствующими объяснениями. Именно так подходят к объективной характеристике четырех определений словосочетания как синтаксической единицы авторы одного из учебников по синтаксису современного русского языка.

В лекциях для студентов высшей школы необходимо показать сложность, полиморфность и многомерность системных и нормативных явлений языка, что нередко мешает их интерпретировать и классифицировать по законам и правилам логики. С этим лингвисты сталкивались, например, при классификации частей речи, членов предложения, видов предложений русского языка.

Так, в части речи приходится объединять слова по наличию у них и общей разрядной семантики, и общих морфологических и синтаксических признаков, что, во-первых, приводит к несовпадению классификационных разрядов у различных ученых, а во-вторых, — к появлению «промежуточных» единиц, которые по одним признакам следует отнести к одной части речи, а по другим — к какой-либо смежной.

Неудачную попытку классифицировать по одному узкому основанию сделал известный лингвист М. Н. Петерсон. когда он в книге «Русский язык» (1925) разделил части речи на основе только их отношения к изменяемости слов. В результате в его классификации, например, различные формы глагола оказались в разных «частях речи».

М. Успенский



См. также:

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
В нашей организации опорная плита уоп-6 без проблем.   Для вас со скидками купить скейтборд ребенку на выгодных условиях.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Обслуживание (чистка) аквариумов в городе Киеве (домашних, офисных), как разовое, так.. Каждый, кто сталкивался с содержанием аквариума, осознаёт, что аквариумным обитателям, как и любым живым существам необходим уход. А учитывая, что аквариум не просто стеклянный “домик для рыбок”, а целая биологическая система – живой водоём в помещении, который живёт и функционирует с помощью специального оборудования и ряда действий по уходу за ним, его обслуживание требует необходимых знаний, навыков и времени.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005