Вузовская лекция как основной источник информации в высшей школе. Часть 5.
Специфично для вузовского курса русского языка по сравнению со школьным внимание к различным взглядам лингвистов на те или иные системные и нормативные явления языка.
В средней школе, к примеру, относить аффикс -ть к окончаниям или суффиксам достаточно так, как это трактуется в школьных учебниках, которыми пользуются учащиеся. На вузовских лекциях необходимо объяснить и обосновать ту и другую точку зрения. Если явно преобладают аргументы в пользу одной из них, преподаватель должен уметь убедить в этом студентов.
Также убедительно можно обосновать квалификацию причастия и деепричастия как отдельных грамматических разрядов (частей речи), поскольку их семантические, словообразовательные и грамматические признаки в ряде случаев своеобразны, в отличие от соответствующих признаков глаголов и прилагательных.
Несколько иначе преподаватель-русист относится к интерпретации явлений русского языка у представителей разных лингвистических школ и направлений.
Принципиальное неприятие такого направления может быть только в том случае, если оно противоречит давней, устоявшейся традиции в отечественной лингвистике.
Если речь идет о признанных подавляющим большинством ученых-русистов, хотя и разных направлениях, то отношение к ним должно быть достаточно корректным.
Конечно, преподаватель-фонетист, например, может быть сторонником фонологических воззрений представителей московской или ленинградской фонетической школы и информировать о своем предпочтении студентов. Но он обязан непредвзято изложить взгляды тех и других. И ему нужно воздержаться от таких негативных оценок другого направления, как «неправильно», «неприемлемо», «непродуманно» и под.
В еще большей мере оправдано «нейтральное» отношение к разному пониманию содержания и объема лингвистических понятий. В таких случаях характеризуется каждая из таких интерпретаций с соответствующими объяснениями. Именно так подходят к объективной характеристике четырех определений словосочетания как синтаксической единицы авторы одного из учебников по синтаксису современного русского языка.
В лекциях для студентов высшей школы необходимо показать сложность, полиморфность и многомерность системных и нормативных явлений языка, что нередко мешает их интерпретировать и классифицировать по законам и правилам логики. С этим лингвисты сталкивались, например, при классификации частей речи, членов предложения, видов предложений русского языка.
Так, в части речи приходится объединять слова по наличию у них и общей разрядной семантики, и общих морфологических и синтаксических признаков, что, во-первых, приводит к несовпадению классификационных разрядов у различных ученых, а во-вторых, — к появлению «промежуточных» единиц, которые по одним признакам следует отнести к одной части речи, а по другим — к какой-либо смежной.
Неудачную попытку классифицировать по одному узкому основанию сделал известный лингвист М. Н. Петерсон. когда он в книге «Русский язык» (1925) разделил части речи на основе только их отношения к изменяемости слов. В результате в его классификации, например, различные формы глагола оказались в разных «частях речи».