Методические материалы, статьи

Вузовская лекция как основной источник информации в высшей школе. Часть 5.

Специфично для вузовского курса русского языка по сравнению со школьным внимание к различным взглядам лингвистов на те или иные системные и нормативные явления языка.

В средней школе, к примеру, относить аффикс -ть к окончаниям или суффиксам достаточно так, как это трактуется в школьных учебниках, которыми пользуются учащиеся. На вузовских лекциях необходимо объяснить и обосновать ту и другую точку зрения. Если явно преобладают аргументы в пользу одной из них, преподаватель должен уметь убедить в этом студентов.

Также убедительно можно обосновать квалификацию причастия и деепричастия как отдельных грамматических разрядов (частей речи), поскольку их семантические, словообразовательные и грамматические признаки в ряде случаев своеобразны, в отличие от соответствующих признаков глаголов и прилагательных.

Несколько иначе преподаватель-русист относится к интерпретации явлений русского языка у представителей разных лингвистических школ и направлений.

Принципиальное неприятие такого направления может быть только в том случае, если оно противоречит давней, устоявшейся традиции в отечественной лингвистике.

Если речь идет о признанных подавляющим большинством ученых-русистов, хотя и разных направлениях, то отношение к ним должно быть достаточно корректным.

Конечно, преподаватель-фонетист, например, может быть сторонником фонологических воззрений представителей московской или ленинградской фонетической школы и информировать о своем предпочтении студентов. Но он обязан непредвзято изложить взгляды тех и других. И ему нужно воздержаться от таких негативных оценок другого направления, как «неправильно», «неприемлемо», «непродуманно» и под.

В еще большей мере оправдано «нейтральное» отношение к разному пониманию содержания и объема лингвистических понятий. В таких случаях характеризуется каждая из таких интерпретаций с соответствующими объяснениями. Именно так подходят к объективной характеристике четырех определений словосочетания как синтаксической единицы авторы одного из учебников по синтаксису современного русского языка.

В лекциях для студентов высшей школы необходимо показать сложность, полиморфность и многомерность системных и нормативных явлений языка, что нередко мешает их интерпретировать и классифицировать по законам и правилам логики. С этим лингвисты сталкивались, например, при классификации частей речи, членов предложения, видов предложений русского языка.

Так, в части речи приходится объединять слова по наличию у них и общей разрядной семантики, и общих морфологических и синтаксических признаков, что, во-первых, приводит к несовпадению классификационных разрядов у различных ученых, а во-вторых, — к появлению «промежуточных» единиц, которые по одним признакам следует отнести к одной части речи, а по другим — к какой-либо смежной.

Неудачную попытку классифицировать по одному узкому основанию сделал известный лингвист М. Н. Петерсон. когда он в книге «Русский язык» (1925) разделил части речи на основе только их отношения к изменяемости слов. В результате в его классификации, например, различные формы глагола оказались в разных «частях речи».

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Обслуживание (чистка) аквариумов в городе Киеве (домашних, офисных), как разовое, так.. Каждый, кто сталкивался с содержанием аквариума, осознаёт, что аквариумным обитателям, как и любым живым существам необходим уход. А учитывая, что аквариум не просто стеклянный “домик для рыбок”, а целая биологическая система – живой водоём в помещении, который живёт и функционирует с помощью специального оборудования и ряда действий по уходу за ним, его обслуживание требует необходимых знаний, навыков и времени.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005