Методические материалы, статьи

Задачи, методы и приемы обучения письму. Часть 1.

В задачи уроков письма в I классе входит: научить детей распознавать значение букв, как печатных, так и рукописных, развить до автоматизма умение правильно, быстро, чисто писать все буквы русского алфавита в двух вариантах — прописные и строчные, рационально их соединять с целью увеличения скорости письма. Заметьте, что орфографические задачи в период обучения грамоте не ставятся, но орфографическая зоркость формируется с первых уроков знакомства с буквами ж, ш, ч, щ, а в последней четверти решаются задачи освоения первого правила — правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-нч.

После подготовительного периода, когда дети занимаются в основном штриховкой, рисованием различных фигур и бордюров, включающих элементы письменных букв, начинается основной период обучения письму. В начальной школе происходит становление рукодвигательного навыка, выполняющего определенные графические действия, которые необходимо довести до автоматизма, поскольку это многокомпонентное действие и от его сформированности зависит успешность освоения грамотного письма. Давайте посмотрим, что составляет природу письменного навыка, состоящего из графического, каллиграфического и орфографического действий.

Но прежде чем приступить к орфографическому навыку, мы формируем графическое действие, которое является основным учебным действием. Это значит, что графическое действие — важный структурный компонент учебной деятельности, так как, во-первых, представляет собой произвольную и преднамеренную активность ребенка, направленную на достижение осознаваемой цели, а именно: овладение элементарными навыками чтения и письма, усвоение норм русской графики. Во-вторых, это действие связывает ученика со специфической (речеязыковой) областью человеческого знания. В-третьих, графическое действие как учебное решает познавательные задачи обобщенным способом: через систему конкретных операций, т.е. является умственным (ментальным) действием.

Для того чтобы сформировать любое умственное действие, необходимо определить его структуру и те пути, посредством которых самостоятельные операции превратятся в компоненты единого умственного действия (В. В. Давыдов, В. В. Репкин).

Проведенный анализ большинства традиционных методик показал, что они в основном ориентированы на работу памяти. Однако современные методы должны быть направлены на ускоренное научение чтению без отрыва от письма.

В основе понятия «графическое действие» лежит сложный психофизиологический механизм взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности пяти анализаторных систем ребенка: слуховой, артикуляционной, зрительной, общедвигательной и рукодвигательной.

Результаты исследований психологов (Б. Г. Ананьева, Е. В. Гурьянова, Н. И. Жинкина, А. Р. Лурии, М. К. Щербак) и дефектологов (М. А. Александровской, Р. И. Лалаевой, И. Н. Садовниковой) показывают, что в графическом действии фокусируются все трудности, которые первоклассники испытывают, овладевая всеми видами речевой деятельности. Как правило, эти трудности объясняются не общим или частным недоразвитием ребенка, а недостаточным вниманием к периоду обучения грамоте со стороны взрослых, педагогов и родителей. По мере выработки умений чтения и элементарного графического действия у детей навык озвучивать написанное и писать услышанное или увиденное входит в их ежедневную познавательную деятельность уже как средство освоения новых, более сложных действий чтения и письма.

Все требуемые графические действия представляют для учащихся большой труд: они вызывают сильное мышечное напряжение и быструю утомляемость. Поэтому наиважнейшая задача на уроке — замечать индивидуальный темп освоения учеником этого действия и помогать ему освобождаться от этой напряженности.

Причинами мышечной напряженности ученика во время письма являются: необходимость выполнения непривычных, тонких, мелких движений рукой; трудность движений, необходимых для письма; сложность их координирования.

Е. Антонова

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
В сфере производства гибочных станков с ЧПУ для гибки проволоки / станков для гибки.. ЧПУ (CNC) станки для гибки проволоки, гибки арматуры - PAVE-WIRE.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005