Методические материалы, статьи

Задачи и содержание работы по разделу «Состав слова». Часть 2.

Все слова в русском языке состоят из значимых частей — морфем. На начальном этапе обучения школьники учатся выделять в слове корень, приставку, суффикс и окончание. Морфема — это наименьшая часть слова, обладающая значением. Если корень слова — это его обязательная часть, несущая основное лексическое значение этого слова, то приставка и суффикс являются необязательными частями слова, они привносят дополнительное лексико-грамматическое значение. Окончание слова передает грамматическое значение. Так, лексическое значение слова чайник 'сосуд для кипячения воды или заварки чая' складывается из лексического значения корня чай, лексико-грамматического значения суффикса -ник- посуда, предмет, неодушевленный и грамматического значения нулевого окончания — предмет, мужской род, единственное число, именительный падеж.

Коммуникативно-деятельностная методика строится на точном употреблении научных фактов, явлений, понятий. Поэтому, прежде чем приступить к разработке урока по конкретной теме, учитель должен сам рассмотреть понятие, которое будет изучаться на уроке как лингвистический факт. Сначала следует вспомнить (найти) определение понятия в лингвистическом словаре, сравнить его с определением, данным в школьном учебнике, и выделить те существенные признаки, которые под вашим руководством будут искать дети в подобранном вами дидактическом материале. Например, если тема урока «Суффикс», то мы сопоставляем определение в учебнике: «Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффиксы служат для образования слов» и в энциклопедии «Русский язык»: «Морфема, несущая в слове дополнительное, служебное значение — словообразовательное или грамматическое — и находящаяся между корнем и флексией». Мы видим, что определение учебника неполное и может вызвать у детей ошибку — подмену окончания суффиксом и наоборот, особенно в словах с нулевым окончанием: бочонок — бочоночек. Поэтому следует продумать ход урока с точки зрения установления детьми разницы между положением и ролью суффикса и положением и ролью окончания в слове. Отсюда вытекает и понимание того, что окончание уже должно быть известно детям. Значит, предыдущие темы урока должны были построить в сознании учеников понятия корень и окончание как играющие разную роль в слове: корень отвечает за смысл слова, его значение, а окончание показывает, как это слово может изменять свою форму, не меняя значения. Проводится такое сопоставление методом наблюдения за однокоренными словами: добро - добряк - добрый - доброта - подобрел. Мы выделяем общий корень -добр-, а затем обсуждаем, почему у слов разное значение. При этом параллельно рассматриваем и формы этих слов: есть добро, нет добра, доволен добром — значение не меняется, меняется только окончание — и показываем это схематически.

Также поступаем и с другими однокоренными словами .

Таким образом дети усваивают чисто практически роль корня и окончания в слове и подготовлены к обсуждению тех частей слова, которые изменяют их значение, — приставки и суффикса.

Для обучения правильному написанию слов важно научить школьников выделять морфемы и устанавливать их тождество, так как основной принцип русской орфографии гласит: все морфемы в словах пишутся единообразно. Только небольшая часть слов пишется традиционно (как принято), и совсем небольшая часть слов пишется так, как слышится. На практике бывает не всегда просто решить, действительно ли анализируемые слова имеют в своем составе одну и ту же морфему. Между частями слова, так же как и между отдельными словами, существуют различные связи, между собой морфемы могут находиться в отношениях синонимии, омонимии, антонимии и т.д. Например, сравним значение суффикса -ниц- в словах сахарница и монтажница.

Е. Антонова



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
За малые деньги graphene coating uk для вас совсем недорого.   Только для вас михаил граденко с большими скидками.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
алюминизированный глушитель Чтобы справиться со всем спектром звуковых частот, применяются глушители нескольких типов в зависимости от способов глушения. Их разделяют по месту расположения - в таких случаях резонатор иногда называют предварительным или передним глушителем, а глушитель поглощающего типа - основным или задним - либо комбинируют в одном корпусе. Если к упомянутым элементам добавить промежуточные трубы и сильфон, в народе - гофру, представляющую собой гибкое соединение, которое необходимо...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005