Задачи, методы и приемы обучения чтению. Часть 4.
Прием сопоставления звуков мы используем при формировании представления о глухости — звонкости согласных, однако здесь звуковые схемы нам не помогут, так как различение происходит на уровне образования звука при помощи голоса или его отсутствия. Для наглядности берем зеркальце и наблюдаем, как образуются звуки. Нам помогает наш любопытный дружок «Как?».
Учитель создает проблемную ситуацию: произносит специально подобранные слова парами и просит угадать, почему он поставил именно эти слова в одну пару: суп — зуб, финт — винт, том — дом, шесть — жесть, кот — год, кол — гол, круша — кружа. Есть дети, которые могут догадаться сразу, но чаще всего придется повторить несколько раз каждую пару слов, прежде чем ученики обнаружат, что слова в паре разные по смыслу, но «внешность» различается только одним звуком. Теперь понаблюдаем, каким образом этот звук отличается от похожего. Выпишем эти звуки-«домоседы» по парам. Из первой пары — [с]/[з], из второй — [ф']/[в'], затем [т]/[д], [ш]/[ж], [к]/[г] и т.д. Мы уже узнали, что согласные звуки составляют пары по твердости — мягкости, потому что при их произнесении меняется объем ротовой полости («во рту места нужно меньше для мягких, и больше — для твердых»). Послушаем, как образуются эти пары согласных: положим руку на горлышко и произнесем [з]/[с], [з]/[с], [з]/[с], [з]/[с]. Мы почувствовали, что при звуке [з] горлышко немного дрожит, а при звуке [с] — спокойно. Теперь возьмем зеркальце и посмотрим, как образуются эти звуки [з]/[с], произносим несколько раз [з]/[с]/[з]/[с]: язычок, который приближается к зубкам, положения не меняет, звуки отличаются только «дрожанием горлышка». Понаблюдаем и за другими парными согласными, обнаружим то же различие в образовании звуков. При анализе звукового состава слова первое время будем постоянно использовать эти приемы:
— руку на локоток под подбородок, чтобы посчитать количество слогов;
— зеркальце в руку, чтобы проверить, как образуется звук: без преграды с помощью разной формы губ — гласный, с преградой — согласный; большая ягодка помещается во рту (прием Н. А. Зайцева) — твердый согласный, маленькая — мягкий согласный;
— руку на горлышко: дрожит — звонкий, спокойно — глухой.
Для формирования соответствующих навыков требуется регулярность и методичность применения данных приемов. По мере введения букв мы учимся сопоставлять звучащую и письменную речь: наблюдаем за «звуками в безопасности» (фонемы в сильной позиции: зубы — супы) и за «звуками в опасности» (фонемы в слабой позиции: зуб — суп). Постепенно выясняем, что «в опасности» звуки прячутся, изменяются так, что их трудно узнать, например: гора и горы, нора и норы — гласный безударный может походить на другой: кора — [а]/[о], гряда — [а]/[иэ], лесной — |э]/[иэ], шестой — [э]/[ы]; для согласных опасные места там, где их сразу много подряд, и на конце слова: праздник [праз'н'ик]/|д] — выпадает; лоб [лоп] — [лбы], глаз — [глас] — [глаза] — на конце слова никогда не бывает звонкого согласного звука, но парные согласные на письме обязательно требуют проверки.
Чем больше дети узнают букв, тем важнее сопоставительный анализ фонемного и графического облика слова. Следовательно, постепенно учитель переходит к звуко-буквенному анализу слов.
Звуко-буквенный разбор способствует осознанию детьми слогового принципа русской графики, обусловливающего позиционный принцип чтения. «Слоговой принцип графики, который называют также буквосочетательным, заключается в том, что фонемное соответствие букв может быть установлено только с учетом ее окружения... — пишет Д. Б. Эльконин. — Слоговой принцип связан с двумя особенностями русской графики: обозначением на письме фонемы [j] и обозначением твердости — мягкости согласных фонем».