Знакомство с периодическими изданиями для детей. Чтение-рассматривание. Эвристическая беседа.
Сегодня в России издается более трехсот журналов для детей, однако опрос показывает, что большинство младших школьников не только не читают адресованные им периодические издания, но и вообще не представляют себе, что такое журнал. Поэтому целесообразно посвятить специальный урок знакомству с журналом как видом издания и с наиболее интересными детскими журналами.
К такому уроку нужно подготовить выставку журналов для детей, причем важно, чтобы на выставке были представлены все номера определенного журнала за год, и сама журнальная продукция была максимально разнообразна. Уже на перемене дети полистают журналы, у них возникнет определенный интерес, поэтому можно начать урок с вопроса, о чем вам хотелось бы узнать, рассмотрев выставку журналов? Пожелания детей обязательно следует учесть и вернуться к возникшим у них вопросам в ходе урока. Начать обсуждение лучше с главного вопроса — что такое журнал? Слово это многозначное, поэтому дети обычно затрудняются с ответом. Как всегда, на помощь приходит словарь: «Журнал — периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи или художественные произведения». Поможем детям выявить существенные признаки журнала, пользуясь этим определением и работая с журналами, представленными на выставке. Приведем вопросы для беседы.
- Первый признак журнала — периодичность издания. Что значит слово «периодическое»? Итак, журнал выходит через определенный период времени. На обложке журнала всегда указывают номер журнала и год издания. Чтобы правильно назвать журнал, надо прочитать не только его название, но еще номер и год издания. У меня в руках журнал «Костер» N° 2 за 2006 год. Кто хочет правильно назвать журналы, которые есть на нашей выставке, и определить, как часто, т. е. с какой периодичностью, выходит каждый из журналов?
- Какие еще периодические издания вы знаете? Чем журнал отличается от газеты? Действительно, журнал похож на книгу — это второй признак журнала — он издается в виде книги. А чем журнал отличается от книги по содержанию? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите журнал, найдите первую или последнюю страницу, которая так и называется — Содержание. Сравните содержание двух номеров одного журнала. Что между ними общего и чем они отличаются?
В процессе работы дети убеждаются, что в журналах помещаются произведения разных жанров, написанные разными авторами, но из номера в номер повторяются рубрики — названия разделов журнала.
- Итак, третий признак журнала — наличие рубрик — разделов, повторяющихся из номера в номер. Прочитайте названия рубрик некоторых журналов. Определите основное направление журнала.
- Вернемся к содержанию. Произведения каких жанров помещены в нем? Кто автор этих произведений? Четвертый признак — в журнале печатаются произведения разных авторов и разных жанров.
Наблюдая за журналами, покажем, что бывают журналы широкого и узкого назначения. Например, сравним рубрики двух журналов: «Костер» и «Юный художник», занеся их в таблицу.
Как видим, «Костер» — журнал «широкого профиля», читатели смогут найти материал о Петербурге, о музыке, прочитать стихи юных поэтов, принять участие в конкурсах, узнать о новых видеофильмах. «Юный художник» — журнал более «узкий», заинтересует прежде всего тех, кто увлекается изобразительным искусством, любит рисовать, хочет овладеть новыми техниками, но при этом узкая направленность позволяет представить материал более глубоко и подробно.
Домашнее задание должно побудить детей к чтению периодики, поддержать интерес, возникший на уроке, поэтому лучше дать задание на выбор: ознакомиться дома с одним из журналов и подготовить рассказ о нем; выписать в тетрадь названия рубрик и предложить своим товарищам отгадать, о каком журнале идет речь; рассмотреть содержание одной из рубрик журнала за год и рассказать, какой материал можно найти в этом журнале, и т.д.