Методические материалы, статьи

Знакомство с периодическими изданиями для детей. Чтение-рассматривание. Эвристическая беседа.

Сегодня в России издается более трехсот журналов для детей, однако опрос показывает, что большинство младших школьников не только не читают адресованные им периодические издания, но и вообще не представляют себе, что такое журнал. Поэтому целесообразно посвятить специальный урок знакомству с журналом как видом издания и с наиболее интересными детскими журналами.

К такому уроку нужно подготовить выставку журналов для детей, причем важно, чтобы на выставке были представлены все номера определенного журнала за год, и сама журнальная продукция была максимально разнообразна. Уже на перемене дети полистают журналы, у них возникнет определенный интерес, поэтому можно начать урок с вопроса, о чем вам хотелось бы узнать, рассмотрев выставку журналов? Пожелания детей обязательно следует учесть и вернуться к возникшим у них вопросам в ходе урока. Начать обсуждение лучше с главного вопроса — что такое журнал? Слово это многозначное, поэтому дети обычно затрудняются с ответом. Как всегда, на помощь приходит словарь: «Журнал — периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи или художественные произведения». Поможем детям выявить существенные признаки журнала, пользуясь этим определением и работая с журналами, представленными на выставке. Приведем вопросы для беседы.

  • Первый признак журнала — периодичность издания. Что значит слово «периодическое»? Итак, журнал выходит через определенный период времени. На обложке журнала всегда указывают номер журнала и год издания. Чтобы правильно назвать журнал, надо прочитать не только его название, но еще номер и год издания. У меня в руках журнал «Костер» N° 2 за 2006 год. Кто хочет правильно назвать журналы, которые есть на нашей выставке, и определить, как часто, т. е. с какой периодичностью, выходит каждый из журналов?
  • Какие еще периодические издания вы знаете? Чем журнал отличается от газеты? Действительно, журнал похож на книгу — это второй признак журнала — он издается в виде книги. А чем журнал отличается от книги по содержанию? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите журнал, найдите первую или последнюю страницу, которая так и называется — Содержание. Сравните содержание двух номеров одного журнала. Что между ними общего и чем они отличаются?

В процессе работы дети убеждаются, что в журналах помещаются произведения разных жанров, написанные разными авторами, но из номера в номер повторяются рубрики — названия разделов журнала.

  • Итак, третий признак журнала — наличие рубрик — разделов, повторяющихся из номера в номер. Прочитайте названия рубрик некоторых журналов. Определите основное направление журнала.
  • Вернемся к содержанию. Произведения каких жанров помещены в нем? Кто автор этих произведений? Четвертый признак — в журнале печатаются произведения разных авторов и разных жанров.

Наблюдая за журналами, покажем, что бывают журналы широкого и узкого назначения. Например, сравним рубрики двух журналов: «Костер» и «Юный художник», занеся их в таблицу.

Как видим, «Костер» — журнал «широкого профиля», читатели смогут найти материал о Петербурге, о музыке, прочитать стихи юных поэтов, принять участие в конкурсах, узнать о новых видеофильмах. «Юный художник» — журнал более «узкий», заинтересует прежде всего тех, кто увлекается изобразительным искусством, любит рисовать, хочет овладеть новыми техниками, но при этом узкая направленность позволяет представить материал более глубоко и подробно.

Домашнее задание должно побудить детей к чтению периодики, поддержать интерес, возникший на уроке, поэтому лучше дать задание на выбор: ознакомиться дома с одним из журналов и подготовить рассказ о нем; выписать в тетрадь названия рубрик и предложить своим товарищам отгадать, о каком журнале идет речь; рассмотреть содержание одной из рубрик журнала за год и рассказать, какой материал можно найти в этом журнале, и т.д.

С. Кислинская

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
ООО "СБР" - Бухгалтерские услуги в Ставрополе - Бухгалтерские услуги Курсы практической бухгалтерии. Бухгалтерские услуги. ООО «СБР» предлагает предприятиям малого и среднего бизнеса следующие бухгалтерские услуги:

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005