Керамика раку: простота, вмещающая космос
30 сентября 2017 г.
Если обычный европеец, не посвященный в тонкости чайной церемонии Страны Восходящего Солнца, возьмет в руки японскую чашку керамики раку, он, привыкший к вычурным сервизам с цветочками и изяществом форм, вряд ли оценит ее по достоинству. Простота и даже некоторая грубоватость, потрескавшаяся глазурь, неровные края, местами шершавая, а местами гладкая поверхность. Единственное, что завораживает с первого взгляда, – это цвет. Но в этой безыскусной, на первый взгляд, чаше скрыта многовековая тайна...
В далеком XVI веке, в год, когда умер основатель японского искусства чая Мурата Сюко, на свет появился мастер Танака Тёдзиро, потомственный изготовитель керамической черепицы. Мурата Сюко оставил после себя ученика – Сэн-но Рикю – и передал ему свою философию чайной церемонии, кардинально отличающуюся от китайской, пришедшей в Японию из Китая еще в VII веке. Одной из ее главных особенностей стало изготовление особой чайной утвари, которую создали и ввели в обиход два великих мастера – Танака Тёдзиро и Сэн-но Рикю. Место драгоценных китайских ваз и чаш из бронзы, фарфора и лака заняли грубоватые бамбуковые вещи и «чаши раку». Этот стиль простоты и естественности отражал философию дзэн-буддизма и был призван не отвлекать внимание внешним блеском или замысловатым узором посуды от общения, согласия, не вносить диссонанс в мир «единого сердца» во время чайной церемонии.
Европейцев с технологией «раку» познакомил керамист-англичанин Бернард Лич, открывший в 20-х годах XX века мастерскую в Лондоне. Эксперименты с глазурями непрестанно вдохновляют художников-керамистов всего мира. Среди них – француз Эрнест Шапле, американец Алекс Лонг, россияне Дмитрий Холево и Валентина Кузнецова.
Технология керамики «раку» имеет несколько секретов. Мастер формует изделие руками, без гончарного круга. И в его рождении нет ничего особенного – оно так же, как и все его глиняные собратья, помещается в печь для просушки и затвердения перед покрытием глазурью. Чудо начинается позже. Если обычную керамику оставляют в печи до полного остывания, то здесь покрытые специальной металлизированной глазурью чаши раскаляют в печи при 1000-градусной температуре, затем быстро достают щипцами, помещают в наполненную опилками яму и накрывают, лишив доступа воздуха. Процесс тления опилок с выделением угарного газа заставляет высвобождать кислород из оксидов в глазурях. Потрескавшаяся металлизированная поверхность и совершенно непредсказуемые эффекты глазури и рисунка с мерцающими, как звезды, вкраплениями металлов, создают непередаваемую медитативную красоту таких изделий. Двух одинаковых в природе нет, и каждое из них – сюрприз для мастера, его дитя и неразгаданная тайна.
Чашки изгибы -
Полупрозрачный дымок...
Благоговенье...
Благодарим специалистов мастерской Русская майолика за предоставленные материалы.