Одиннадцать шагов в профессиональную будущность

П. С. Лернер


ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБ

Первая. Пробы принципиально личностно-ориентированы, то есть, с одной стороны, они удовлетворяют какой-то запрос (если он, конечно, есть) растущей личности, с другой стороны, оценивает результаты и делает выводы сам - и только сам - выполняющий пробы.

Вторая. Пробы не дают ответа на вопрос: стану ли я успешным врачом (банкиром, инженером, журналистом, рабочим высокой квалификации, бизнесвумен и т.д.)? как это делают - с шаманским упрямством - бесконечные псевдо-психологические тесты, диагностики, опросники и анкеты. И не потому, что пробы такие плохие, а потому, что давать прогнозы на 10-15 лет вперёд просто несерьёзно.

Третья. Эти пробы не определяют профессиональной пригодности, которой, в большинстве случаев, характеризуется обученный и сложившейся специалист, коим никто из выполняющих пробы, понятно, не является. Более того, в пробах достаточно размыты (специально!) границы профессий, вообще профессии могут быть не названы.

Четвёртая. По объективным причинам ограниченности ресурсов пробы, к сожалению, не имеют практической части - а было бы хорошо 7-8 часов подряд попробовать почертить, повыполнять занудные расчёты, постоять у операционного стола, поредактировать тексты, повышивать бисером, позаниматься компьютерной вёрсткой газеты и др. Но это уже другие пробы, требующие обученности и времени.

Пятая. Все эти профессионально-технологические пробы - принципиально гуманитарные, так как дают представления о том, что и как делают люди в своей профессиональной работе.

А еще выполнение проб направлено на расширение кругозора и эрудиции, "моего мировидения" и представлений о мире труда и профессий, на развитие любознательности и увеличение информационного поля собственного бытия.

Сутью выполнения профессионально-технологических проб становится изучения интегративной полипредметной области актуального знания, необходимого для жизненного и профессионального самоопределения растущей личности.

УЧЕБНИК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

11 профессионально-технологических проб, собранных в одну книгу, претен-дуют быть учебником - во-первых, самоучителем, инструментом для самостоятельной познавательной работы, во-вторых, инструментом для групповой, например, в профильном классе, познавательной работы по элективному курсу.

Создаваемый, в качестве пилотного, учебник (как сборник профессионально-технологических проб), по замыслу, является информационным обеспечением профессионализации общего среднего образования, которая в школьные годы предполагает углубленное ознакомление с областью трудовой деятельности, определенной профессиональными планами, приобретение опыта посильной работы в этой области, формирование целенаправленных образовательных запросов.

Принципиальным отличием учебника нового поколения является то, что его не только нельзя учить, выучить (он не текстовый, текст в нём скорее носит справочный характер), но его нельзя и преподавать.

Образно учебник можно представить себе как ноты, по которым каждому учащемуся, всем учащимся вместе под дирижированием учителя предстоит исполнить некое произведение. Исполнение произведения и есть акт создания, сотворения знания. Идентичность исполнения достигается непротиворечивостью сотворённых знаний, выявляемых дискуссией.

При этом важным оказывается предоставление пользователю возможности корректирования выбора уровня сложности, скорости прохождения учебного материала, тактики самостоятельного исследования, образовательных запросов - таким образом может быть достигнут синергетический эффект индивидуально-коллективной познавательной деятельности, ценность результатов которой определяется индивидуально как на знаниевом, так и на эмоциональном уровнях.

Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005