Профильная и профессиональная ориентация в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке. Вопросы и ответы

Николай Федорович Родичев
Институт содержания и методов обучения РАО, вед.н.с.
nrodichev@yandex.ru


Неужели Вы не понимаете, что профориентация себя изжила?
(вопрос студентки 5 курса факультета психологии педвуза, прозвучавший в самом конце лекции, после внимательного изучения слушательницей в ходе занятия номера газеты "Мегаполис-Экспресс")

Вне всякого сомнения, слово "профориентация" несет на себе целый ряд ассоциаций, не вызывающих у многих из выпускников советской и российской школы радужных воспоминаний. Но даже в очень скупых строках Постановления Правительства от 09.06.2003. об эксперименте по введению профильного обучения нашлось место упоминанию о том, что вся работа затевается ради "апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии". Отрадно, что в правительственном документе так конкретизируется право будущих граждан страны на собственную биографию.

Вполне возможно, что изжила себя профориентация, создававшаяся в условиях индустриального общества, ориентированная на тоталитарное педагогическое мышление. А профориентация, сообразная требованиям изменившейся социокультурной ситуации, себя еще положительно не зарекомендовала. Впрочем, как и многое другое в существующих сейчас образовательных системах.

На что вообще сейчас можно ориентировать школьника - разве есть хоть какие-то приемлемые идеалы?
(учителя, коллеги)

Если воспользоваться толковым словарем, то легко обнаружить, что в русском языке "ориентация" трактуется в двух заметно отличающихся друг от друга смыслах. Первый из них - совершение в отношении кого-либо ориентирующего воздействия, координация ориентируемого в том или ином направлении. Другой смысл - умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах, способность определять свое собственное местонахождение и рассчитывать на кого-либо или что-либо. Термин "ориентация" в применении к ситуации реформирования отечественного образования (и в более широком контексте - реформирования общественного и экономического устройства) может рассматриваться и как заказанная государством "ориентация-манипулирование", и как поддержка необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании основной и старшей школы.

Вы считаете, что перед подростком уже в 9 классе стоит задача по выбору профессионального пути?
(студенты, учителя, коллеги )

Конечно, стоит. Не только жизненного пути, что очевидно, но и, в определенной степени, профессионального. И не только перед теми подростками, которые по окончании 9 класса уходят из школы, поступив в учреждение профессионального образования. И не только перед теми, кто продолжат обучение в школе, выбрав тот или иной профиль (в широком смысле). Но и перед всеми остальными, кто так или иначе будет "инвестировать" свои силы, время и деньги родителей в "непрофильное" обучение вместо того, чтобы уже на этапе старшей школы добиться успеха в чем-то более конкретном, реально ценящемся на рынке труда и образовательных услуг. И даже перед теми подростками - а их в нашей стране немало, кто, выражаясь молодежным жаргоном, вообще не собирается ни во что "вкладываться".

Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
пошив сумок на заказ Обновление каталога товаров. Мы производим пошив спортивных сумок и спортивных сумок с логотипом, эмблемой компаний или различными видами рисунков, а так же принимаем оптовые заказы на пошив по индивидуальным размерам, эскизам. Подробнее. . .

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005