продолжение
Мифы о профессии и том, как ее выбирают

Так, отечественным психологом Е.А.Климовым описан очень распространенный не только в подростковой среде феномен обесценивания чужих, незнакомых профессий, непонимание их значимости, сложности, роли в жизни человека; недооценка того, что человек может в своей профессиональной деятельности, такой непонятной, непрестижной, специфической, неактуальной на первый взгляд, иногда - просто странной может видеть цель своего существования. И что упоминание будущей профессии почти любого из смеющихся "здесь и сейчас" тоже когда-то сможет вызвать смех очередного поколения тинейджеров.

Например, упоминание профессиональной деятельности сантехника традиционно вызывает в классе смех. Но вот в Канаде человека не возьмут на работу сантехником, если он не пройдет сертификацию и не получит специальную лицензию. Раз в два года сантехник обязан пройти краткосрочное обучение, подтвердить квалификацию и только после этого сдать экзамен на право заниматься сантехническими работами. Соотвественно, для такого сантехника будет свойственен и позитивный имидж, и уважение клиентов, и профессиональная востребованность, и финансовая свобода.

Можно ли говорить о том, что подросток сейчас в старших классах имеет возможность выбирать именно "профессию". Если понимать слово "профессия" очень расширительно - то можно. Но более корректно говорить о выборе места продолжения образования.

А делать этот выбор можно двумя возможными способами. Первый - самый простой. Выбрать из перечня возможных вариантов какой либо один, и отложить на потом более точный, конкретный выбор "по ситуации". Второй способ - воспользоваться более сложным, специальным алгоритмом выбора, исходя их конструирования нескольких вариантов в соответствии со специальностями и направлениями послешкольного образования.

Итак, мы живем в мире мифов и сознательно окружаем себя, как защитным коконом, все новыми и новыми мифами. Часть из них затрагивают обсуждаемую нами проблему профессионального самоопределения подростка. Тоталитарное устройство школы, как и столетия назад, выполняя благую миссию "образования", тем не менее, старается придать человеку, обучающемуся в ней, некий исходно заданный образ, показать, каким человек должен стать в соответствии с неким внешне заданным "стандартом". Подросток же, сопротивляясь этому воздействию, каким то, одному ему известным способом, находит путь к собственному самовыражению, в том числе в аспекте проектирования послешкольного маршрута. В этом ему помогает (или, наоборот, мешает) целый ряд людей и их сообществ. Самые близкие из них - это его родители. Они тоже являются носителями тех мифов, которые не только препятствуют пониманию сущности самоопределения человека, но и защищают от "шока", неизбежного в ситуациях самоопределения, в определенной степени - от шока незнания и преодоления этого незнания, иммунитет к которому не был привит в ходе многих лет обучения в школе.

Приблизиться к пониманию этих мифов, выработать свою позицию по отношению к ним - означает сделать шаг к тому, чтобы организовать отношения с трудовой и профессиональной культурой как диалогические и партнерские. Чтобы образовательный храм, в котором живут, умирают и рождаются новые мифы, стал не только прибежищем его прихожан, но еще и мастерской, ателье, где прихожане кроят свой индивидуальный образовательный и профессиональный костюм.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Цены наших туров, включая цены на горячие туры и путевки из Новосибирска.. Журнал «Финансы» опубликовал положительную развернутую статью о наших"Турах на выходные". Руководство проекта РБК-Рейтинг доверило нашим экспертам непосредственное участие в работе по составлению обзора популярных туристических стран мира. В первом, втором и третьем выпуске журнала «Секрет фирмы», а также в журнале «Компания» вышли статьи, раскрывающие некоторые секреты наших технологий привлечения клиентов.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005