Мифы о психологах, как о помощниках школьнику в профессиональном самоопределении

Как правило, в нынешнем школьном педагогическом сообществе почти не представлены носители педагогической миссии, связанной с помощью подростку в построении индивидуального образовательного пути. Тем не менее, в большинстве школ в крупных городах в школах и на межшкольном уровне работают психологи и даже целые психологические службы, предусматривающие наличие координируемой разветвленной сети специалистов, решающих разные задачи на разном уровне сложности.

Как правило, в контексте профориентационной помощи подросткам оказываются консультационные услуги, базирующиеся на несколько устаревших представлениях о том, что основная профориентационная задача психолога - провести комплекс диагностических процедур, позволяющих выявить и конкретизировать основные "профориентационные составляющие": "хочу" и "могу" (а в ряде случае соотнести их с прагматическим "надо").

Однако оказать полноценную консультативную помощь подростку можно только в том случае, если на нее есть запрос. Формирование такого запроса - это совершенно другая задача. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, необходимо искусственное выстраивание такой помощи (независимо от наличия запроса на нее), так как у подростка часто нет ни понимания ценности совершаемого выбора, ни потребности в его совершении.

Таким образом, в первом случае необходимо помочь подростку найти способы удовлетворения уже имеющегося запроса на проектирование послешкольного образовательно-профессионального маршрута и преодоление проблем, связанных с этим процессом.

В большинстве же ситуаций, наоборот, необходимо преодолеть отсутствие у подростка какого либо запроса на помощь в осмысливании послешкольного будущего, подготовить его к взаимодействию с потенциальными помощниками. Эту задачу сможет решить не психолог, а тьютор. И хотя в данном случае мы говорим о тьюторстве именно в контексте профессионального самоопределения, в широком смысле слова именно тьютор призван помочь подростку выстраивать свой индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут. Как говорит один из ведущих идеологов и технологов тьюторства в России Т.М.Ковалева, "…у нас нет культуры индивидуализма, а тьюторство дает возможность доращивать этот второй фокус развития, необходимый наряду с коллективизмом".

К сожалению, в настоящее время практически не ставится вопрос о тьюторстве в отечественных школах, часто извращается само понимание тьюторства (сводится к репетиторству), а положительный опыт тьюторства представлен всего в нескольких школах страны.

И, поскольку тьюторов, занятых подготовкой к взаимодействию подростков с психологами (как и с другими помощниками в профессиональном самоопределении) все равно в наших школах найти достаточно трудно, вернемся к мифам, связанным с помощью подросткам в профессиональном самоопределении со стороны психологов. Самая большая опасность, исходящая со стороны психологов, это ошибочное или умышленное применение деструктивных стратегий профориентационной помощи. В первую очередь это стратегия "самообмана". Эта стратегия, как правило, связана с ситуацией, когда администрация школы "обязывает" психолога работать определенным образом, либо когда психолог оказывает неполноценную помощь или осознанно манипулирует сознанием подростка, но находит то или иное оправдание такой работе. Часто основой такого оправдания является "полное удовлетворение" клиентов, которые считают полученную помощь качественной, в то время, когда она таковой не является. Наиболее часто встречается неоправданная подмена собственно профориентационного содержания консультационной работы другим содержанием.

Известному психологу и автору ряда популярных книг Н.И.Козлову принадлежит образное упоминание "сладкого сиропчика", в котором с упоением тонут девочки старшего школьного возраста на очень нравящихся им "уроках психологии". Для нашей проблемы актуально может быть то, что к собственно профориентационным проблемам содержание этих уроков может иметь отдаленное отношение.

Однако главный миф, связанный с ролью школьного психолога в профессиональном самоопределении школьника, заключается в следующем. Сами психологи (например, Пряжников Н.С., специалист по профессиональной ориентации), называет его этическим парадоксом предмета психологии труда: чем больше психолог изучает будущего субъекта труда, тем в большей степени он лишает человека этой субъектности. Иными словами, чем глубже и детальнее психолог изучает особенности самоопределения подростка, тем в большей степени он превращает его в легко предсказуемый в своих действиях "предмет", которому совершенно уже не нужно самостоятельное осмысление проблемы, поскольку все за него и так уже решает психолог.



По желанию клиента берегиня недорого по низким ценам.
Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005