Изучение религий в школе: цели, подходы и средства

А. Е. Кулаков
старший научный сотрудник института общего
образования МО РФ, преподаватель гимназии №1517


Методологическая концепция работы учителя

Отношение исследователей к религии неоднозначно. В первом случае ученые ощущают личную чувственно-религиозную связь с предметом изучения и благоговеют перед сакральным, во втором - не ощущают этой связи и настроены нейтрально, в третьем - видят в религии вредное заблуждение. Из первых рождаются теологи, и возникает связанный с этой наукой комплекс дисциплин. Из вторых - религиоведы и другие гуманитарии, изучающие культурологические и социальные аспекты функционирования религии. Из третьих - ученые и общественные деятели, ставящие своей целью скрытую или открытую борьбу с религией. В нашем обществе десятилетиями господствовала марксистская парадигма в религиоведении. Она надолго закрепила в общественном сознании оценку религии, как неадекватного истинному бытию мировосприятия, которое носит временный характер и должно быть преодолено на более высоком этапе развития человечества. Такая концепция нередко превращалась в смертный приговор, вынесенный священникам, рядовым верующим, храмам, иконам. И это было страшно…

Исследования религии можно условно разделить на описательно-исторические, с одной стороны, и нормативные - с другой. Предметом исследований исторического характера являются структура религии, ее историческое развитие и т. д. Подобные исследования не содержат оценок по отношению к содержательной стороне религиозных доктрин. Нормативные исследования концентрируются вокруг истинности постулатов религии, приемлемости проповедуемых ею ценностей и других подобных аспектов. Кстати, теология, как явление, принадлежащее к религиозной традиции, тоже составляет объект изучения религиоведов.

Хотя многие скептически относятся к возможности соблюдения принципов нейтральности и объективности в исследовании такого феномена, как религия, в научной литературе обозначается позиция, которую обычно называют позитивистской или феноменологической. Позитивистский подход к явлениям жизни характеризуется тем, что исходит из факта существования какого-либо объекта, процесса или явления и оправдывает это существование. Изучение религии, с позитивистской точки зрения, ограничивается тем, что присуще ей как общественному историческому феномену и проявляется достаточно очевидно и несомненно. При таком подходе метафизические рассуждения о Боге, о высшей духовной природе религии, признаются либо неосуществимыми, либо невозможными, либо не существенными. Такого рода позиция в известной степени приемлема для педагога, хотя и уязвима для критики. Ведь большинство людей, сделавших свой идеологический выбор, мыслит в системе координат: "кто не с нами, тот против нас".

С точки зрения Конституции и законов России, все обозначенные выше позиции в отношении изучения религии - религиозная (теологическая), антирелигиозная (критическая) и нейтральная (феноменологическая) имеют равное право на существование в образовании. Ведь в нашем обществе не существует "государственной" или "общепринятой" идеологии, которая располагает монополией на истину. Согласно Закону в российской школе должно быть обеспечено разнообразие мировоззренческих подходов. Что касается самого принципа "светскости" образования, то он, как показала практика, может пониматься по-разному. Заметим, что "светский" - не значит антицерковный и антирелигиозный.

Так какую же мировоззренческую позицию можно считать наиболее приемлемой для учителя массовой общеобразовательной школы? Можно ли избрать универсальную методологию? Если исходить из сказанного выше, то у педагога нет иного пути, нежели ознакомление учащихся с различными подходами и концепциями религии, как с богословско-теологическими, так и с нерелигиозными. В то же время, для него будет неуместным обоснование теологической интерпретации религии как сверхъестественного и внеисторического феномена. Задача учителя состоит в том, чтобы представить читателям различные позиции и, не вступая в полемику с представителями богословия и атеизма, по возможности, раскрыть содержание религии, ее структуру и функцию в жизни каждого человека и общества на основе фактического материала. В таком ключе можно осветить проблемы происхождения и эволюции религии, вероучения, культа, организации современных мировых и нетрадиционных религий, положения религиозных организаций в современной России. При подаче материала следует четко обозначать позиции, не отдавая предпочтения ни одной из них.



Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Международные перевозки грузов контейнерами По определению Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД – United Nation Conference on Trade and Development – UNCTAD), «интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от пункта отправления через один и более пунктов перевалки до пункта назначения и – в зависимости от распределения ответственности за перевозку – выдаёт различные виды транспортных документов, а мультимодальной – если лицо...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005