Изучение религий в школе: цели, подходы и средства
А. Е. Кулаков
старший научный сотрудник института общего
образования МО РФ, преподаватель гимназии №1517
Методологическая концепция работы учителя
Отношение исследователей к религии неоднозначно. В первом случае ученые ощущают личную чувственно-религиозную связь с предметом изучения и благоговеют перед сакральным, во втором - не ощущают этой связи и настроены нейтрально, в третьем - видят в религии вредное заблуждение. Из первых рождаются теологи, и возникает связанный с этой наукой комплекс дисциплин. Из вторых - религиоведы и другие гуманитарии, изучающие культурологические и социальные аспекты функционирования религии. Из третьих - ученые и общественные деятели, ставящие своей целью скрытую или открытую борьбу с религией. В нашем обществе десятилетиями господствовала марксистская парадигма в религиоведении. Она надолго закрепила в общественном сознании оценку религии, как неадекватного истинному бытию мировосприятия, которое носит временный характер и должно быть преодолено на более высоком этапе развития человечества. Такая концепция нередко превращалась в смертный приговор, вынесенный священникам, рядовым верующим, храмам, иконам. И это было страшно…
Исследования религии можно условно разделить на описательно-исторические, с одной стороны, и нормативные - с другой. Предметом исследований исторического характера являются структура религии, ее историческое развитие и т. д. Подобные исследования не содержат оценок по отношению к содержательной стороне религиозных доктрин. Нормативные исследования концентрируются вокруг истинности постулатов религии, приемлемости проповедуемых ею ценностей и других подобных аспектов. Кстати, теология, как явление, принадлежащее к религиозной традиции, тоже составляет объект изучения религиоведов.
Хотя многие скептически относятся к возможности соблюдения принципов нейтральности и объективности в исследовании такого феномена, как религия, в научной литературе обозначается позиция, которую обычно называют позитивистской или феноменологической. Позитивистский подход к явлениям жизни характеризуется тем, что исходит из факта существования какого-либо объекта, процесса или явления и оправдывает это существование. Изучение религии, с позитивистской точки зрения, ограничивается тем, что присуще ей как общественному историческому феномену и проявляется достаточно очевидно и несомненно. При таком подходе метафизические рассуждения о Боге, о высшей духовной природе религии, признаются либо неосуществимыми, либо невозможными, либо не существенными. Такого рода позиция в известной степени приемлема для педагога, хотя и уязвима для критики. Ведь большинство людей, сделавших свой идеологический выбор, мыслит в системе координат: "кто не с нами, тот против нас".
С точки зрения Конституции и законов России, все обозначенные выше позиции в отношении изучения религии - религиозная (теологическая), антирелигиозная (критическая) и нейтральная (феноменологическая) имеют равное право на существование в образовании. Ведь в нашем обществе не существует "государственной" или "общепринятой" идеологии, которая располагает монополией на истину. Согласно Закону в российской школе должно быть обеспечено разнообразие мировоззренческих подходов. Что касается самого принципа "светскости" образования, то он, как показала практика, может пониматься по-разному. Заметим, что "светский" - не значит антицерковный и антирелигиозный.
Так какую же мировоззренческую позицию можно считать наиболее приемлемой для учителя массовой общеобразовательной школы? Можно ли избрать универсальную методологию? Если исходить из сказанного выше, то у педагога нет иного пути, нежели ознакомление учащихся с различными подходами и концепциями религии, как с богословско-теологическими, так и с нерелигиозными. В то же время, для него будет неуместным обоснование теологической интерпретации религии как сверхъестественного и внеисторического феномена. Задача учителя состоит в том, чтобы представить читателям различные позиции и, не вступая в полемику с представителями богословия и атеизма, по возможности, раскрыть содержание религии, ее структуру и функцию в жизни каждого человека и общества на основе фактического материала. В таком ключе можно осветить проблемы происхождения и эволюции религии, вероучения, культа, организации современных мировых и нетрадиционных религий, положения религиозных организаций в современной России. При подаче материала следует четко обозначать позиции, не отдавая предпочтения ни одной из них.