Технология "Тьюторство" - образовательный поиск наставника и подопечного. ЧАСТЬ 1.
Продуктивное обучение.
Продолжение
С. В. Федотова
Наличие проблемы является начальным условием функционирования продуктивного мышления. Само понятие "проблема" можно рассмотреть с разных сторон: бытовая, научная, или учебная проблема. С точки зрения научности предполагается задача, требующая решения проектного типа или исследования в области определенной направленности того или иного масштаба в обоих случаях. Актуальность и содержание задачи диктуется требованиями общественного развития. Ее решение способствует росту научно-технического прогресса.
Учебная проблема ставится перед учениками для организации поисково-исследовательской работы с целью активизации творческой активности, развитию критического мышления, формирования познавательной самостоятельности при открытии выводов науки пусть уже действующих, но совершенно незнакомых для них.
Поэтапно работа проходит следующие стадии:
- обозначение (постановка) проблемы в целом, при необходимости дальнейшее разбиение ее на подзадачи, формализация поставленных задач
- последовательное решение задач путем генерирования и отбора вариантов решений, построение общей модели решения
- анализ результата решения исходной проблемы и возможный возврат к предыдущим стадиям процесса
- рефлексия, подведение итогов
В процессе проблемного метода обучения ученик попадает в противоречивую ситуацию: с одной стороны необходимо найти решение, но здесь же обнаруживает для себя недостаточность имеющихся знаний и опыта. В таком случае в первую очередь возникает необходимость актуализации предыдущих знаний (готовых решений), но, самое главное, появляется потребность поиска новых идей и приемов работы. Таким образом, в комплексе проблемное обучение способствует не только глубокому усвоению предлагаемого материала к обучению, но и предполагает усвоение самого пути научного исследования, способов творческой деятельности.