Профильная и профессиональная ориентация в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке. Вопросы и ответы

Н. Ф. Родичев


Я прорешал на компьютере тесты, которые мне дал психолог, компьютер рекомендовал профессию "оператор по выращиванию дрожжей". Кто такой этот оператор и что мне теперь делать?
(школьник)

Очевидно, что начинать ту или иную "диагностико-консультационную" и "рекомендательную" работу можно только тогда, когда проводящий ее со школьниками человек способен объяснить, почему получился именно такой результат и как его интерпретировать. В крайнем случае, можно успокоить школьника тем, что "оператор по выращиванию дрожжей" - человек уважаемый, востребованный на современном производстве и неплохо зарабатывающий. Что, скорее всего, соответствует действительности.

Всем ли школьникам необходима обязательная профориентация - может быть, достаточно профориентационные курсы проводить в виде факультативов, дополняя их индивидуальными консультациями?
(коллеги)

Далеко не все люди и далеко не все старшеклассники хотят и могут стать "субъектами своего выбора". Но практически всем необходим некий минимум профориентационной помощи (с "универсальным" информационным и активизирующим содержанием) и "путеводитель" по потенциальным помощникам, советникам и советчикам. Этот инвариант должен быть реализован в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки. Хотя бы как самостоятельная работа школьника, если нет другого подходящего кадрового решения.

В нашей школе девочки (мальчики - тоже, но в меньшей степени) с большим удовольствием посещают профориентационные занятия и даже требуют их продолжения. А Вы говорите о целом ряде ограничений в этой работе. Дети сами выбирают то, что им интересно и увлекательно, и это именно то, что им нужно. Правда, мы называем их уроками психологии, тогда в расписании так и можно написать - "Психология", это гарантирует посещаемость.
(учитель технологии)

Известному психологу и автору ряда популярных книг Н.И.Козлову принадлежит образное упоминание "сладкого сиропчика", в котором с упоением тонут девочки старшего школьного возраста на очень нравящихся им "уроках психологии". Для нашей проблемы актуально может быть то, что к собственно профориентационным проблемам содержание этих уроков может иметь отдаленное отношение.

Когда мы преподаем профориентационный курс, нам кажется очень устаревшей та классификация профессий, которую мы проходим со школьниками (классификация по предмету труда: "Человек-Техника", "Человек-Природа" и т.д.) Зачем же школьникам в обязательном порядке учить то, что им представляется несуразным?
(учитель)

Заучивать ту или иную классификацию профессий как формулу серной кислоты вообще не имеет смысла. В школьной профориентации, действительно, часто абсолютизируется и возводится в ранг "важной научной истины" классификация видов трудовой деятельности по предмету труда. Но эта же классификация (в широком смысле - как система отношений с миром) весьма неожиданно и оригинально была дополнена Г.В.Суходольским шестой системой - "Человек-Бог". Да и сама разработка Е.А.Климова демонстрирует еще несколько оснований для классификации профессий. Можно со школьниками рассматривать и более соответствующую современной социокультурной ситуации типологию Холланда, и даже проводить "тестирование" (хотя многие психологи говорят, что для школьного возраста это слишком рано). Но приоритетом должно быть, конечно же, не "тестирование", а знакомство с теми типами профессиональных сообществ, с которыми учащийся может себя отождествлять, идентифицировать. Одним из эвристических заданий может быть "придумать свою классификацию видов человеческого, в том числе - профессионального, труда".

Самая распространенная и востребованная книжка в "родительской" профориентации - справочник для поступающих в вузы. Часто ею вся профориентация и ограничивается. Можно ли использовать такие справочники в школе и если да, то какие?
(психологи)

Многие справочные и рекламные издания представляют собой довольно бессистемное перечисление возможных путей продолжения образования. С наибольшей эффективностью можно использовать те справочники о высшей школе на бумажных и электронных носителях, которые придерживаются алгоритма "группа родственных специальностей - конкретная специальность - информация о специальности и требованиях к будущему специалисту- группы вузов, где ее можно получить - информация о конкретных вузах и особенностях обучения в нем, о путях подготовки в вуз - запасные варианты". К сожалению, такое сочетание с необходимым иерархическим "разветвлением" тематики встречается очень редко, да и запроса именно на такое представление информации со стороны школьников и их родителей не наблюдается.

Если согласиться с обсуждаемым нами на курсах мнением о том, что знания в образовании вторичны, а первична социальная зрелость, культурное самоопределение и готовность к востребованному обществом труду, то почему не существует школ и образовательных систем, которые реализуют эту идею?
(заместитель директора школы)

Школы, отошедшие от формально-знаниевой парадигмы и отдающие приоритет взращиванию социальной зрелости через стимулирование общекультурного и предпрофессионального опыта, существуют как в нашей стране, так и за рубежом. Наиболее интересный опыт "профориентационно-центрированного" образования накоплен в школах, входящих в международную сеть школ продуктивного образования (International Network of Productive Schools - INEPS). Обобщению и распространению этого опыта посвящены несколько номеров журнала "Школьные технологии" и научно-методических сборников "Новые ценности образования".

Наибольший интерес с точки зрения "профориентационного результата" представляет опыт организации в продуктивных школах "социальных практик" или же "предпрофессиональных стажировок". Еще в 1972 г. в Нью-Йорке появилась альтернативная школа под названием "Город-как-школа" (City-as-school, или CAS), где родился документ "Вперед - в 21 век", в котором обосновывались новые подходы к образованию и концепция "обучения посредством действий на рабочих местах вне школы". Вводился специальный пакет документов (Learning Educational Activities Packet), который становился фактическим договором между учителем и учеником. Результатом обучения становились отчёты, в которых учащиеся анализировали и протоколировали всё, что было сделано на рабочем месте, какие завершённые виды деятельности об этом свидетельствовали, как именно это было связано с учебной программой. Переход из класса в класс стал нефиксированным, определяясь достижениями ученика по сумме зачётов и оценке проектов в течение года. Сегодня эта школа предлагает ученикам на выбор более трех тысяч разнообразных рабочих мест. Среди них: мастерские, студии, редакции газет, типографии, театры, кафе, бюро услуг, больницы, лаборатории, магазины и т.п. Это - ресурсная сеть, места стажировок, которые в зависимости от проектов и интересов учащихся могут быть двухнедельными, а могут длиться и несколько месяцев. Основное время школьники заняты на рабочих местах в городе, возвращаясь в школьное здание один - два раза в неделю для совместных обсуждений своего продвижения в проекте и решения необходимых вопросов, связанных с самостоятельным изучением учебного материала, интегрированного в проект (Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Как организовать в школе профильный продуктивный класс \\ Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием. - М.: OIM.RU, 2000-2001. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru.)

В нашей стране не только в ряде отдельных отечественных школ, но даже на уровне регионов (Самарская область) удается создавать условия для воспроизведения подобного опыта.

Позитивное приращение готовности учащихся к выбору места продолжения образования становится очевидным, когда на заключительной конференции по результатам практики школьникам удается самостоятельно давать ответы на вопросы, актуальные для обретения опыта социального взаимодействия с носителями тех или иных профессий и знакомства с их профессиональной субкультурой и конкретным местом работы. Приведем их примеры (из опыта работы НПО "Школа самоопределения" и МУК № 13 "Хамовники").

  • Какие цели ставились перед началом социальной практики?
  • Какие шаги были предприняты с целью самостоятельного обеспечения места социальной практики?
  • Каково полное название организации, где проходила социальная практика?
  • Чем известна данная организация, учреждение, фирма?
  • Какова краткая история организации?
  • Какова ее структура, кто ее сотрудники, какой уровень их образования и как называются их должности?
  • Каковы условия и характеристики их трудовой деятельности?
  • Кто является потребителями продукта, производимого организацией?
  • Как организовано рабочее место сотрудника?
  • Каков стиль отношений между сотрудниками?
  • Какие качества и какие компетенции ценятся у сотрудника этой организации?
  • Как произошла первая встреча на рабочем месте с представителями учреждения?
  • Менялось ли отношение сотрудников к вам в процессе практики?
  • Что входило в содержание трудовой деятельности?
  • Какую инициативу удалось проявить самостоятельно?
  • Какое наблюдение за работой других людей удалось осуществить?
  • В чем заключалось интервьюирование носителей тех или иных профессий?
  • Какой продукт удалось получить в процессе практики?
  • Сколько стоит произведенная работа в денежном эквиваленте?
  • Какие новые знания, умения и навыки были приобретены?
  • Какую часть функциональных обязанностей удалось бы выполнить после окончания практики?
  • Какие проблемы есть в этой организации?
  • Индентифицируется ли мое будущее с перспективой работы в этой организации или в этой профессиональной субкультуре?
  • Что изменилось в моих представлениях о себе и в моих планах после прохождения социальной практики?
  • Что должно измениться в школе для более эффективной помощи моим сверстникам в жизненном и профессиональном выборе?
Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005