Профильная и профессиональная ориентация в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке. Вопросы и ответы

Н. Ф. Родичев


Современная психология обладает огромным арсеналом игровых, активизирующих, технических средств. И среди них есть профориентационные, предназначенные для школьников, вплоть до специальных мультимедийных технологий. Почему же школа так невосприимчива к их использованию?
(психологи)

Один из разработчиков таких средств сказал, что сами средства могут быть сколь угодно великолепны, но они не приживутся в школе, если не будут "синтонны" учебно-воспитательному процессу.

Как может говорить с нами о карьере человек, который сам не занимается своей карьерой? Мы имеем в виду обычного учителя - и Вас в том числе. Вы сами понимаете, что зря тратите с нами время, а могли бы сейчас пойти в любое нормальное место и заработать денег. В школе работают те, кто занимаются своей карьерой, и учителя нам в этом не помощники, обычная училка думает только о том, как двоек побольше поставить. Только завучу не говорите, что мы так думаем.
(школьники, сохранена стилистика вопроса)

Профориентация - это ведь тесты, правда? А с педологией, мы, кажется, еще до войны разобрались…
(очень пожилая учительница)

Два вопроса, которые можно не комментировать, но нельзя не поместить среди остальных.

Профориентация - это не ко времени. Сейчас никому не понятно, что вокруг происходит. Так какая сейчас может быть профориентация? Вот Пушкину исполнялось 200 лет, с нас требовали проведения праздничных мероприятий, а у нас в школе ничего не было, для того чтобы хорошо отметить юбилей. Так что профориентация - это очень сильно не ко времени.
(другая учительница, тоже пенсионного возраста)

"Другого" времени для профориентации, к сожалению, уже не будет.

Какая из трудностей в реализации профориентационных курсов оказалась для Вас наиболее труднопреодолимым барьером?
(психологи)

Неспособность старших школьников (кстати, готовящихся к экзаменам в очень престижные вузы) к конструктивной работе с обычным текстом, к его критическому осмыслению. Готовность воспринимать его только как "учебный", который необходимо воспроизвести в установленном порядке. Задуманная, спланированная и хорошо оснащенная разнообразием разножанровой литературы самостоятельная работа упорно "не получается".

Как сообщает "Первое сентября" (№ 64 за 2003 год), "по результатам проведенного международного исследования PISA, Россия по критерию грамотности чтения среди 32 стран-участниц занимает 28 место. В исследовании участвовали 15-летние подростки из 250 образовательных учреждений РФ, причем 75 процентов из них находились в системе общего образования. Под грамотностью PISA подразумевает не элементарное умение читать и писать, а общеучебную способность работать с текстом. Поэтому в исследовании PISA оценивались такие умения, как способность находить в тексте информацию, заданную в явном или неявном виде; способность к интерпретации текста, к его оценке и рефлексии. Именно эти качества становятся сегодня приоритетом многих национальных систем образования".

Вы принесли столько дискет с текстами и с программами, говорите о каких-то тематических сайтах. А у нас в школе всего один компьютер и тот стоит в бухгалтерии, и бухгалтер к нему никого не пускает, чтобы вирусов не принесли. А Интернета у нас в городе вообще на нашем веку не будет, это же Вам не Москва…
(заместитель директора школы, расположенной менее чем 10 км от МКАД)

Для нормальной работы со школьниками, в том числе - профориентационной - очевидна необходимость не только "достатка" информационных ресурсов, но и их определенного избытка. Возможно, что именно этот вопрос вполне решаем при условии материальной поддержки со стороны государства или спонсора.

А вот международный семинар "Интернет-технологии в продуктивном образовании" наоборот, начался с иной постановки проблемы зарубежными коллегами: "мы не знаем, что нам делать с многообразием ресурсов Интернета"…

Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
купить стабилизатор напряжения В принципе, схема защиты электроприборов может быть гибкой. Так, можно поставить достаточно мощный стабилизатор и защитить всю домашнюю цепь целиком, или просто подключить через стабилизатор напряжения отдельный сегмент сети, или даже отдельное устройство (например, персональный компьютер).

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005