Профильная и профессиональная ориентация в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке. Вопросы и ответы

Н. Ф. Родичев


Зачем Вы на своих профориентационных занятиях и консультациях отнимаете у нас детство?
(школьники)

Вопрос вполне мог бы занять достойное место среди резонных вопросов педагогов и школьников, если бы его не задали одиннадцатиклассники, причем за два месяца до получения того документа, который раньше назывался аттестатом зрелости.

Россия "де факто" перешла на всеобщее высшее образование и скоро количество мест в вузах сравняется с количеством выпускников. Может быть, целесообразно более качественно готовить школьников к экзаменам и к обучению в вузе?
(коллеги)

Учащихся старшей школы в любом случае будут прежде всего готовить именно к экзаменам. К иному способу обучения в вузе - во вторую очередь. Если этот иной способ обучения окажется востребован в стремительно девальвирующемся "высшем образовании". На наличие которого все меньше обращает внимание отечественный работодатель, которого больше интересуют социальные навыки и коммуникативная компетентность. Зато наличие высшего образования вполне может оказаться среди обязательных требований к "менеджеру по офису", то есть, - по старинке - к уборщице.

Конечно, вышесказанное не относится ко всем школам, вузам, работодателям и менеджерам по офису. Просто подготовка к поступлению в вуз не должна быть приоритетной задачей общеобразовательной школы. Возможно, это когда-то так и будет…

В нашей школе выпускники даже без репетиторов в МГУ поступают. Зачем же нашим детям эта пустая говорильня?
(директор школы с очень хорошей репутацией)

Очевидно, в столь самодостаточной школе должно быть меньше вербальных средств профориентации и больше невербальных. Может быть, дети начнут поступать и в другие хорошие вузы. Хотя очень интересно, сколько же именно процентов детей обходятся без репетитора?

Не считаете ли Вы, что сейчас нужна более прагматическая профориентация старшеклассников, чем раньше?
(работники службы занятости, коллеги)

Один известный мыслитель современности говорил, что тоталитаризм, идущий с Востока не более страшен, чем прагматизм, идущий с Запада. "Прагматическая" профориентация, конечно же, будет востребована и самими учащимися, и их родителями, причем произойдет это за пределами школы. Но если она будет востребована и в школе, то педагогам важно незаметно "спрятать" в нее гуманитарную составляющую.

Как можно реализовывать профориентационные средства в школе, в которой нет психолога или в ситуации, когда психолог полностью занят младшей школой и говорит, что профориентация лежит вне зоны его интересов?
(директор школы)

Участие "советника по ориентации (или по карьере)", или же психолога, выступающего в этой роли, очень желательно, но в силу целого ряда причин малоосуществимо.

Школьный психолог, которого администрация "заставила" выполнять такую работу, с чистой совестью может отделаться формальной работой с опросником, разработанным в СССР 25 лет назад, в котором 7 раз встречается непонятное современным школьникам слово "пионервожатый". Иногда лучше него сможет выполнить профориентационную функцию и человек с непсихологическим образованием, этически и творчески интерпретирующий несложную методику. Можно предположить, что с этим утверждением горячо не согласятся многие психологи. И вернутся к своей любимой и по-настоящему интересной для них работе с младшими школьниками.

Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
В Городе Сантехников мастера готовы предложить любые услуги сантехника уже сейчас Установка сантехники любой сложности. Мы знаем как продлить жизнь Ваших сантехприборов. Сантехнические работы наши сантехники проводят в квартирах, загородных домах, офисах и на промышленных предприятиях.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005