Профильная и профессиональная ориентация в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке. Вопросы и ответы

Н. Ф. Родичев


Почему учитель так плохо воспринимает профориентационную проблему и порой даже не хочет ее обсуждать как не находящуюся в его компетенции и в любом случае "неподъемную" для педагога, хотя бы из-за необходимости признать свое собственное и совместное со школьником "незнание"?
(сотрудники Институтов повышения квалификации работников образования)

Одно из основных требований к профориентатору называется красивым словом "толерантность". А по поводу "интолерантности" педагогов и самой возможности самим педагогам признать этот факт в повседневной практике идут жаркие дискуссии на самых представительных собраниях и конференциях.

Н.Б.Москвина выделяет такие деформирующие характеристики учительской деятельности и, соответственно, деформированных личностных черт, которые, являются препятствием для развития толерантности педагогов: монологичность (преобладание монолога в ущерб диалогическому взаимодействию); необсуждаемое доминирование (заведомо сильная позиция учителя, выражающаяся в многообразии средств воздействия на ребенка, что порождает чувство своей абсолютной правоты); жесткая структурированность и формализованность отношений в системе "учитель-ученик" (выстраивание отношений на внеличностных, ролевых основаниях); оценочность (гипертрофирование оценочной функции, присвоенное учителем право оценивать все и вся); цикличность деятельности (относительная стереотипность и стабильность учебных программ, регулярная повторяемость ситуаций, изучаемого материала и т.д., несущая в себе опасность отторжения нового, остановки в саморазвитии); жесткая предписанность (обилие методических разработок и указаний, избыточный внешний контроль, формирующие склонность к подчинению, послушанию, и благоговению перед властью).

Так что необходимая для реализации собственно ориентационных процедур идея "безоценочного принятия Другого" во многих случаях может так и не быть реализована.

Учитель, даже исходя из собственной профессиональной биографии, не может быть компетентен в том, что из себя представляет та или иная профессиональная субкультура, за исключением педагогической. Что же всё-таки он может сделать для решения профориентационных задач?
(коллеги)

Он может создавать условия для упорядочивания (по возможности - самим подростком) информации о путях продолжения образования, о мире "делателей" чего либо полезного, социального востребованного. Что и приведет не только к компенсации дефицита такой информации, но и к появлению ценностного отношения к ней.

Как работник школы может вести профориентационную работу, если он не знает ситуации на рынке труда?
(учителя)

Органы управления образованием, взаимодействуя с различными общественными и государственными учреждениями, должны (именно "должны"!) обеспечить доступность такой информации либо "прямым", либо дистанционным способом. Без этого никто не поручится, что закрытость школы от внешнего мира не спровоцирует другие, социально и нравственно неприемлемые способы знакомства с "рынком".

Насколько правомерно использование в школьной практике термина "самоопределение"? (самоопределился-то наверное только Лев Толстой, да и то только когда решил уйти из Ясной Поляны)?
(коллеги)

Е.А.Климов в свое время акцентировал внимание человека, использующего слово "самоопределение", на корень "предел". Самоопределение - установка пределов и их преодоление. Очевидно, что пространство самоопределения может колебаться от ситуативного (один полюс) до экзистенциального (другой полюс). Возможны, конечно же, и другие "системы координат".

Но автор вопроса абсолютно прав в том, что понятие "самоопределения" можно девальвировать. Выбор образовательного или профессионального пути и самоопределение могут быть тождественны, только если "заранее договориться", что именно основания для выбора и сам его факт мы позволяем себе "здесь и сейчас" называть самоопределением.

В профориентационной работе нельзя быстро увидеть результат и нельзя как следует оценить ее эффективность. В школе это неприемлемо - школа работает "на результат".
(коллеги, учителя, директора школ)

Если продолжить эту мысль, то можно более определенно говорить о том , что школа по прежнему работает не на результат, а на проверяющего этот результат (Е.Куркин, "Знамя", №1, 1987 год). Причем, оценивая эффективность образовательного процесса, часто "потерянный ключ ищут не там, где его потеряли, а там где светло". То есть оценивают то, что легко поддается оцениванию, а не то, что действительно значимо.

А результатом профориентационной работы являться будет профессиональная успешность человека и согласованность ее с другими проявлениями жизненного успеха. И все это станет очевидным только через несколько десятилетий…

Тем не менее, в психолого-педагогической литературе существует целый ряд подходов к более-менее быстрому оперативному оцениванию готовности учащегося к выбору образовательной и профессиональной траектории, а значит - и к оценке эффективности профориентационной работы. Часть из них лучше подходят для формальной отчетности, часть - для того, что иногда называют гуманитарной экспертизой образования.

Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Специальная подвесная конструкция полосовых завес увеличивает срок службы ПВХ завес.. Надоело закрывать двери? Решение есть - ленточные ПВХ-завесы подходят для всех типов помещений и дверных проемов обеспечивая свободу доступа и удерживают холод. Попробуйте и Вам понравится.

 

Аренда туристического автобуса на последний звонок в школе и на выпускной вечер.. Аналогичная ситуация с микроавтобусами. Если у Вас нет необходимости арендовать автобус, мы можем предложить аренда небольших микроавтобусов на последний звонок в школе и на выпускной вечер. Не думайте, что это будет намного дороже.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005