Профильная и профессиональная ориентация в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке. Вопросы и ответы

Н. Ф. Родичев


В процессе предпрофильной подготовки должна проводиться только профильная ориентация или профессиональная тоже?
(коллеги, учителя)

Поскольку предпрофильная подготовка проводится в девятом классе, когда значительной части учащихся уже предстоит выбор учреждения профессионального образования, то без профессиональной ориентации обойтись, конечно же, нельзя. Профильная ориентация также становится реальностью и, несомненно, будут востребованы и ее средства, особенно в условиях массовой профилизации старшей школы. Но и те, школьники, которые собираются продолжать обучение в десятом классе, все равно нуждаются в поддержке выбора профессионального. Проектируемые модели профильного обучения будут, с одной стороны, способствовать становлению индивидуального жизненного, образовательного сценария, расширять пространство маневра, но с другой - будут для целого ряда школьников с разнонаправленными интересами и склонностями неизбежно ограничивать это пространство самим фактом своего существования.

Как отмечает А.В.Хуторской, "ученик может заниматься любимым (или "нужным") предметом больше, чем остальными, но кто сказал, что гуманитарию неинтересны компьютерные технологии или веб-дизайн? Получается, что тот ученик физико-математического профиля, который к его "несчастью" любит стихи, не сможет уделять своим разнопредметным интересам необходимого внимания. Предметная профильность "загоняет" ученика в жесткие границы формально, а не личностно разделяемых предметов, "срезая" с его образовательной траектории индивидуально значимые области. В результате образовательная траектория ученика становится не индивидуальной, а профильной, что заметно сужает рамки его выбора".

Профориентационная работа (если она лишена таких своих недостатков как директивность и умозрительность), может в определенной степени компенсировать эти риски и соединиться с профильно-ориентационной в единое целое.

Возможно, основные задачи профориентационного и профильно-ориентационного компонентов педагогической поддержки учащегося можно представить как помощь в нахождении ответов на вопросы, лежащие в таких "системах координат":

Блоки проблем профессиональной ориентации учащегося 9-11 класса
 ХОЧУМОГУНАДО
Кем быть?
(предпочтительные группы профессий)
   
Каким быть?
(востребованные профессиями качества)
   
Зачем осваивать именно эту профессию?
(личностно значимые ценности)
   

Блоки проблем профильной ориентации учащегося 9 класса
 ХОЧУМОГУ
Что изучать?  
Как изучать?  
Где изучать?  
Зачем изучать?  

В чем заключается принципиальная новизна ориентационной работы с выпускниками основной школы, которая будет реализовываться в условиях реформирования старшей школы?
(коллеги)

Скорее всего, в том, что выпускники основной школы вынуждены делать свой выбор или мириться с навязанным им выбором в еще более раннем возрасте, чем выпускники старшей школы. Ущерб личности и организму учащегося от вынужденной ранней специализации - один из основных аргументов противников введения профильного обучения.

Впрочем, соотношение биологического и психологического возраста подростков (а, соответственно, и их готовности к новой образовательной ситуации) иногда очень сильно удивляет и психологов, и педагогов. Уже не являются редкими такие случаи, когда одиннадцатиклассники оказываются гораздо более инфантильными, чем школьники более младшего возраста.

Сколько часов, по Вашему мнению, должно быть отведено на ориентационную работу со школьниками?
(заместитель директора школы)

Вопрос о "часах" вызывает всегда самые непримиримые споры. Выход только один - измерять ориентационную работу, не временнЫми характеристиками, а как либо иначе. Например, в "событиях", "встречах" - личностно значимых, образовательных… Но в классный журнал-то придется записывать все равно часы и то, что "пройдено на уроке".

Вы считаете, что в штате современной школы есть такой сотрудник, который захочет и сможет заниматься профориентацией?
(коллеги, директора)

Опыт работы с учителями школ, посещающими курсы повышения квалификации, показывает, что в "стандартной" группе из 25 человек (независимо от должности) таких педагогов обнаруживается от одного до десяти. В среднем - четыре-пять человек.

Какие активные средства в наибольшей степени могут помочь разрушить барьер непонимания между профориентатором и школьниками, не осознающими проблематики своего выбора, который им все равно придется делать?
(студенты психологического факультета)

Самый удачный опыт преодоления такого барьера и установления эмоционального контакта с группой был получен при использовании в начале работы игровой методики "Или-или" (из арсенала методик Н.С.Пряжникова), а также активизирующей беседы-дискуссии на тему "За что человек получает зарплату" (идея П.С.Лернера).

А для самых трудных подростков, практически не способных к вербализации своих мыслей, оказывалась полезной модификация карточной методики Н.С. Пряжникова "Кто-Что-Где". Правда, последнее средство почти невозможно с полной отдачей использовать не в индивидуальной консультации, а в групповой работе. Но и остальные проблемы таких подростков ведь тоже решаются только индивидуально.

Надежная аренда автовышки от компании spectehnika71.ru
Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005