Профильная и профессиональная ориентация в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке. Вопросы и ответы

Н. Ф. Родичев


К нам уже приходили профориентаторы и давали детям свои тесты, мы остались очень недовольны этим визитом, дети потом долго "ржали" и над самими тестами, и над тем, что им раздали в качестве результатов.
(завуч школы после визита в школу работников регионального центра профориентации, решавших задачу максимально полного охвата профориентационными услугами школ города, для успешного выполнения плана)

Описанная "ржачка" подростков над результатами любого профориентационного тестирования является вполне ожидаемым явлением, несомненно, огорчительным для педагога. Весь вопрос в том, как представлена цель работы ее организаторами и как интерпретируются ее результаты самим учащимся.

Если работа проводилась исключительно в диагностико-рекомендательном ключе, то она действительно не достигла своей цели. Но многие казалось бы устаревшие методики можно использовать для "иммунизации" подростка от некомпетентной профориентационной "диагностики". Речь идет, естественно, о распространенных в минувшие десятилетия средствах диагностики профессиональной мотивации (на которые даже составлены юмористами пародии), а не о психодиагностическом инструментарии.

Показать, из какого именно набора ответов получился на первый взгляд нелепый результат. Постараться объяснить, почему, по мнению создателей методики, она дает именно такой результат. Возможно, даже дать "поиграть" с компьютерной версией несложной методики - попытаться получить разные результаты при разных вариантах ответов на вопросы. Спровоцировать размышления или рассуждения о значимости рассматриваемых факторов выбора. Предостеречь от неграмотного "коммерческого" консультирования и от излишней доверчивости к тем "тестам", которые публикуют "молодежные", "женские" и просто "желтые" журналы.

А наиболее конструктивное решение проблемы подростковой "ржачки" над результатами такой работы - выйти в дальнейшем разговоре на описанный Е.А.Климовым и очень распространенный не только в подростковой среде феномен обесценивания чужих, незнакомых профессий, непонимание их значимости, сложности, роли в жизни человека; недооценка того, что человек может в своей профессиональной деятельности, такой непонятной, непрестижной, специфической, неактуальной на первый взгляд, иногда - просто странной может видеть цель своего существования. И что упоминание будущей профессии почти любого из смеющихся "здесь и сейчас" тоже когда-то сможет вызвать смех очередного поколения тинейджеров.

Как быть в той ситуации, когда мы понимаем значимость школьной профориентации, но она себя в глазах населения так скомпрометировала?
(сотрудники службы занятости)

На одной из конференций, посвященных государственной политике в области занятости, сразу в нескольких докладах прозвучала такая озабоченность. Наиболее радикальным было суждение о том, что сами психологи, применяя в профориентационных целях средства, более свойственные для профотбора, нанесли вред репутации профориентационной помощи как одной из миссий общеобразовательной школы. Сказалось и несовершенство применяемых средств, и несоответствие их имеющимся условиям. Вместе с тем, докладчики констатировали очень сильную "неотзывчивость" региональных управлений образования на предложения служб занятости внедрить в школьную практику профориентационный курс, на непонимание роли информационной и психологической помощи самоопределяющемуся подростку.

Зачем нужна в нынешней школе профессиональная ориентация, если в школе всё равно вводится профильное обучение?
(учителя)

Учебная и ориентационная функции могут на каком-то этапе иметь параллельные векторы, а на каком-то - противоположные. Первая - как движение к внешне заданной цели, вторая - культивирование самости, субъектности, субъективности… . Все эти три термина, хотя и происходят из разных областей знания о человеке и обозначают разные явления, но отражают возможные цели ориентационной работы.

В нашем национальном автономном округе, где люди до сих пор живут в чумах, не то что дети, взрослые часто не понимают тридцати процентов тех слов, которыми написаны учебные пособия, в том числе книги по профориентации…
(коллеги из очень отдаленного региона)

Люди даже в чумах смотрят, как минимум, два федеральных телеканала. И то, что будет происходить в ближайшем будущем с учащимся за стенами школы, то есть то, что и является предметом профориентационного диалога, не может обойтись без значительного количества слов новых, незнакомых и непонятных. Это скорее не плохо, а хорошо, потому что, например, именно употребление внешне эффектных и актуальных для современного делового жаргона оборотов, выражений, метафор не может не привлекать внимание и не пробуждать эвристическую активность читателя. Важно, чтобы у учащегося под рукой был современный словарь или другой источник информации, при помощи которого подросток может определить толкование того или иного неологизма или просто непривычного, но значимого для профориентационной проблемы словосочетания.

Совсем иначе обстоит дело, когда содержание учебного пособия оказывается неструктурированным, "поучающим", неактуальным, откровенно скучным. Возможно, именно это имел в виду автор вопроса.

Что бы Вы не говорили, но профессию человек выбирает не в школе, а уже в вузе…
(участники интернет-форума)

Я собираюсь поступать в кадетский корпус, а потом в военный университет. Но офицером-то я быть, конечно, не собираюсь, все это только для того, чтобы в армию на срочную службу не попасть.
(старшеклассник на индивидуальной консультации)

Вуз действительно очень часто выполняет роль "социального убежища" для "профориентационно незрелого" человека, и не только для "профориентационно незрелого". И стремление избежать армии - наиважнейший фактор послешкольного выбора. Это подтверждается даже вот таким высказыванием ректора ГУ-ВШЭ Я.Кузьминова (из репортажа в "Русском журнале" 11 июля 2002 г. о Круглом столе в Высшей школе экономики). "По последним нашим оценкам, на сегодняшний день больше трети, до 40% людей, идущих на программу первого профессионального образования, идут на него либо с прямой целью отмазаться от армии, либо, так сказать, охваченные социальным порывом. И пока мы не устраним феномен армии и тюрьмы, такой тюремной повинности в виде срочной службы в вооруженных силах, у нас второе высшее образование будет в очень значительной степени выполнять функции первого. Давайте рассмотрим классический случай. Человек закончил инженерный вуз, он точно знает, что он не будет инженером, он ищет себе место секретаря, младшего менеджера, что-то, связанное с сервисом. Нашел или не нашел, но через год-полтора он идет получать второе высшее - теперь он учится на менеджера. Это значит, что он во время учебы в техническом вузе, да и в педагогическом такое тоже очень часто бывает, уже выбрал профессию, по которой он потом, за деньги, стал получать второе высшее образование. Так зачем же он учился в первом? Это интересный социальный феномен. И вопрос: исчезнет ли он в результате реформы образования, или останется? Та структурная реформа финансовых потоков, которая намечается, эту систему изменит или нет, или у нее есть более глубокие социальные корни?"

Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Техосмотр Для прохождения технического осмотра автомобиля категорий В, С или прицепа грузового автомобиля просто позвоните по Тел: +7 968 606-04-44 специалистам "Алфавит-страхование" - каждый день без выходных с 9 до 21. Онлайн заявка для прохождения техосмотра. Для оформления заявки Вам потребуется свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005