Профильная и профессиональная ориентация в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке. Вопросы и ответы

Н. Ф. Родичев


У нас 42% людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания ПУ, техникума или вуза, а в целом 80% населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Какая вообще профориентация может иметь место в такой ситуации?
(коллеги)

Именно такая ситуация демонстрирует практически полное отсутствие профориентационно значимых компонентов в содержании и методах как общего среднего, так и профессионального образования. Это ущерб, причиненный как государственному бюджету, так и бюджету личному, бюджету не только финансовому, но и бюджету сил, здоровья, времени. Не исключено, что приведенные цифры являются вполне "нормальными" и отражают только тот факт, что профориентационная зрелость человека формируется гораздо позже, чем этого хотелось бы педагогам. Но если воспринимать их более драматично, то это означает необходимость существенных перемен и "модернизаций". Возможно, для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное содержание образования некоей "современной профориентацией". Но вполне возможно, что необходимо полностью изменить расстановку приоритетов, а именно создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.

В Вашем опроснике для подростков почему-то самым первым вопросом оказался "собираюсь ли я честно трудиться". Вы понимаете, что когда такой вопрос задается школьнику, да еще в самом начале анкетирования, Вы тем самым подводите его к мысли, что честно трудиться, возможно, вообще не имеет смысла?
(заместитель директора межшкольного учебного комбината)

При проведении одно из этапов экспериментальной работы в одном из московских МУКов при попытке максимально расширить массив учащихся, охваченных исследованием, так получилось, что использующие опросник педагоги восприняли предложенный массив вопросов для учащихся не как произвольный их набор, а как заданную последовательность. Впрочем, этого следовало бы ожидать и от самих учащихся, даже если бы им была более подробно разъяснена необязательность ответа на все вопросы и необязательность соблюдения их порядка. В результате этого более 300 школьников одномоментно отвечали преимущественно на те вопросы, которые оказались напечатаны первыми. Наряду с описанным в вопросе "отрицательным эффектом", был получен любопытный результат. Более 80 подростков согласились письменно ответить учителю на указанный вопрос, причем положительные и отрицательные эффекты распределились пополам - по 40%. Но интересно, что по 30% старшеклассников согласились и обосновать свой выбор. При этом профориентационная роль педагога во многом оказалась выполненной - произошла вербализация собственного отношения к одной из наиболее значимых проблем современности. Правда, без небольшого скандала, как видно из вопроса, все равно не обошлось. Недаром А.Н.Тубельский, автор идеи "Школы самоопределения", говорит, что любое самоопределение происходит только через кризис.

Вы раздали нам для знакомства работы школьников, и в них в качестве примера профессий с тяжелыми, опасными и напряженными условиями труда несколько ребят отвечают коротко и ясно - "проститутка". По Вашему, это вообще допустимо в школе, затрагивать такие темы?
(неизвестная участница семинара по проблемам совершенствования работы с "трудными подростками")

Еще один пример несколько скандальной ситуации, связанной с ответами школьников на профориентационно значимые вопросы. Ее вполне можно прокомментировать рассуждениями в различных книгах Н.С.Пряжникова о том, что если с "оптантом" своевременно не поработает человек, несущий добро, то вполне возможно, что "на шею" этому "оптанту" успешно усядется человек, несущий зло. Те, кто знакомы с работами данного автора, знают, насколько ярко эта мысль реализуется не только в его текстах, но и в провокационных сценариях практических методик, где есть и "бродяги-попрошайки", и "торговцы наркотиками", и "самодовольные ничтожества", и много другой "нечисти". Совершенно очевидно, что нельзя проигнорировать предупредительную роль профориентационной работы в школе в отношении явлений, вызывающих социальную дискриминацию будущего выпускника.

Действительно ли самые выбираемые школьниками профессии - юрист и экономист?
(сотрудник вуза, работающий в школе)

Это один из самых распространенных ответов на малоинформативные и совершенно нецелесообразные вопросы, которые можно объединить под общим названием "Какую профессию ты выбрал?". Вряд ли обоснованно могут ответить на такой вопрос более 20% старшеклассников, особенно если речь идет об экономической или юридической специфике образовательной и профессиональной деятельности. Тем не менее статистически обработанные результаты ответов на такие вопросы появляются не только в наиболее читаемых газетах страны, но и в научных исследованиях.

Мы проводили анкетирование школьников - кто какую профессию собирается выбрать. Получилось, что один хочет быть хакером, другой - киллером, третий - рекламодателем, четвертый - Президентом России. Стоит ли продолжать серьезный разговор в этой группе и объяснять школьникам, что ничто из перечисленного не является профессией?
(методист по профориентации)

Серьезный разговор продолжать, конечно же, стоит. С поправкой на то, что подростки имеют обыкновение шутить, иногда остроумно, иногда - нет. Если группа готова к продолжению диалога, то можно "цепляться" за любые названные учащимися профессиональные стереотипы и пытаться искать в них точки пересечения с реальными вариантами профессионального становления, как в негативном, так и в позитивном контексте.

Можно и объяснить, почему ничто из перечисленного не является профессией. Но при этом не нужно давать "единственно правильное" определение профессии и тем более заставлять его заучивать. Лучше просто обратить внимание на те основные признаки, которые отличают профессиональную деятельность от любой другой. Например, на следующие признаки: профессия как область приложения духовных и физических сил человека; профессия как ограниченный вследствие разделение труда вид трудовой деятельности; профессия как деятельность, которая направлена на пользу обществу; профессия как деятельность, которая предполагает специальную подготовку и периодическую переподготовку; профессия как деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение; профессия как деятельность, дающая человеку определенный социальный статус, "визитную карточку"; профессия как деятельность сложившейся социальной группы людей с общими интересами и стремлениями.

Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Как говорил итальянский дизайнер интерьера Алессандро Мендини: «Главное для дизайнера.. Чтобы создать что-то выдающееся, нужен энтузиазм обоих». Это высказывание можно назвать девизом нашей компании. Работая с нашими заказчиками, мы воплощаем, порой смутные желания и фантазии клиента в реальные комфортные, уютные, современные и неповторимые интерьеры.

 

Искусственные елки Представляем высококачественную продукцию Green Trees. Российский производитель искусственных елок и новогодней продукции выпускает обширный ассортимент тематических изделий, среди которых товары Премиум класса заслужили оправданную популярность у владельцев квартир, частных домов, различных торговых и офисных учреждений. Предлагаемые искусственные елки купить уместно как для размещения в жилом помещении, так и для праздничного украшения офиса, торгового или выставочного зала.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005