Профильная и профессиональная ориентация в контексте подготовки к эксперименту по предпрофильной подготовке. Вопросы и ответы

Н. Ф. Родичев


Профориентационная работа в том виде, в котором она ведется на Вашей экспериментальной площадке, занижает уровень притязаний школьника. Если у подростка есть мечта, то Вы своими лекциями о суровых реалиях рынка труда лишаете его этой мечты, снижаете ему уровень самооценки, ориентируете на более низкие ступени социальной лестницы.
(психолог, после лекции для школьников сотрудника службы занятости)

Вы в своих лекциях рисуете какую-то радужную картину, надеваете подростку розовые очки. Сейчас выпускник школы должен думать о том, чтобы хоть как-то и хоть где-то пристроиться - неужели Вы не видите, что происходит в обществе и на рынке труда?
(немосковские учителя)

Еще один пример двух вопросов, одновременно содержащих противоположные по своему смыслу суждения. Здесь речь идет скорее не о реальной ситуации на рынке труда и образовательных услуг, а о проблеме оптимистической или же, наоборот, пессимистической позиции работника школы, а также о несколько разном видении профориентационной проблемы педагогами и психологами.

Демонстрация опасностей профессионального становления и саморазвития - это не запугивание школьника, а работа с идеей "шанса". Ведь именно кризисная ситуация, неудача в благополучном плавании "по воле волн" кого-то губит, а кому-то дает этот самый шанс на обретение себя в новом качестве и на новом уровне через преодоление трудностей и нестандартное решение возникшей проблемы.

В N-ском районе вообще может не быть ни одного предприятия, на что тогда ориентировать школьников?
(коллеги)

Даже в этом столь неблагополучном районе все равно существует рынок профессионального труда, на котором востребованы экскаваторщики и штукатурщики, милиционеры и охранники, пожарные и библиотекари, воспитатели в детских садах и медсестры, научные работники и курьеры, озеленители и балетмейстеры... Последняя упомянутая профессия в этом списке - не курьез. Как ни странно, но незаполненную вакансию балетмейстера можно найти даже на Сахалине, причем не в областном центре, а в малоизвестном городе Макаров… Дом культуры готов заключить с балетмейстером бессрочный контракт и осчастливить его заработной платой в размере 2730 рублей.

Профессиональная ориентация, если вникать в ее проблемы и заниматься ею со школьниками, отнимет и у нас и у ребят много сил и времени. И без того в 9 классе учебный план сильно перегружен и ребята очень заняты. А тут еще ОБЖ и информатику из старшей школы передвигают в основную! Поэтому и элективные курсы станут подготовкой к экзаменам (все равно школьник сам ничего не выбирает), и до Вашей профильной ориентации руки не у кого не дойдут. А в старшей школе и того больше - ребятам надо не только домашние задания выполнить, а еще и на подготовительные курсы идти вечером. Где взять время на "ориентацию"? Негде!
(учителя, методисты управлений образования)

Действительно, в отчаянной погоне за выполнением "стандарта" можно о многом забыть, не только о выборе дальнейшего пути.

Зачем вообще обсуждать выбор профессии, если ее все равно выбрать невозможно?
(учителя, психологи, школьники)

Действительно, профессию выбрать невозможно. Тем более раз и навсегда. Тем более если это не достаточно изолированная "медицинская", а очень размытая "гуманитарная" и тем более "офисная" профессия. Но практически каждому из будущих выпускников предстоит "разложить по полочкам" аргументы "за и против" той или иной вполне конкретной специальности, должности, социально-профессиональной роли, жизненной миссии… И в чем-то может помочь именно школа, а не родители, социум или общественно-политические организации.

Как же Вы будете изучать со школьниками мир профессионального труда - ведь профессий - четыре тысячи?
(коллеги)

Вполне возможно, что их гораздо больше, чем четыре тысячи. В международный стандарт классификации профессий двадцать лет назад было занесено почти десять тысяч профессий, причем только в нашей стране специалисты по профессиоведению насчитывают несколько десятков тысяч профессий "живущих", "рождающихся" и "умирающих".

Но и мировая литература также насчитывает не меньшее количество авторов и еще большее количество их произведений. А школа отбирает из всего этого массива несколько десятков наиболее достойных и универсальных по своей значимости. А также знакомит школьника с закономерностями их существования в культуре, со связями с другими ее элементами. И - самое главное - помогает определиться в своем, авторском отношении школьника к ним и в их интерпретации, применимости к своему жизненному сценарию.

Продолжая данную аналогию, можно привести очень короткую цитату из интервью с автором идеи вероятностного образования А.М.Лобком: "Количество культурной информации невероятно велико, а человек всю жизнь всего-то и делает, что ищет несколько своих книг, фильмов, видов деятельности". Известно, что воспроизведение в массовой практике опыта Школы вероятностного образования, как и опыта других "нестандартных" школ, может показаться обычному учителю чем-то нереальным. Действительно, редкий администратор позволит считать ценностью и педагогическим успехом не безукоризненное соблюдение учебного плана, а его преодоление - инициативно сделанный шаг вглубь или в сторону в ущерб запланированному шагу вперед. Но именно современная профориентация может стать примером необходимости реализации идей вероятностного образования, поскольку она по своей природе не может не быть вероятностной.

Члены редколлегии:
Богуславский А. А.
Галаган С. И.
Ремнев А. А.
Родичев Н. Ф.
Третьяк Т. М.
Федотова С. В.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Изготовление памятников, изготовление надгробий из Карельского габбро-диабаза Двойной памятник с эксклюзивным дизайном. Сдвоенный памятник, стелы которого образуют крест. 32 500 руб. /комплект.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005